Порядок рассмотрения обращений граждан в органах местного самоуправления Шкотовского городского поселения

Версия для печати

Приложение
к постановлению администрации
Шкотовского городского поселения
от 29.10.2013 №210

 

 

Порядок рассмотрения обращений граждан в органах местного самоуправления Шкотовского городского поселения

1. Общие положения

1.1. Порядок рассмотрения обращений граждан в органах местного самоуправления Шкотовского городского поселения (далее – Порядок рассмотрения обращений граждан) направлен на обеспечение эффективной реализации гражданами конституционных прав на обращение в органы местного самоуправления, защиту их законных прав и интересов, определяет порядок получения, прохождения и рассмотрения письменных и устных обращений, подготовки и направления ответов на них в установленные законодательством Российской Федерации сроки, взаимодействия органов местного самоуправления с иными государственными органами, организациями, гражданами при рассмотрении обращений.

1.2. Действие Порядка рассмотрения обращений граждан распространяется на обращения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц (далее также – заявители), поступающих Главе Шкотовского городского поселения, в органы местного самоуправления Шкотовского городского поселения.

1.3. Обращения граждан, поступающие в форме электронного документа, рассматриваются в порядке, установленном для рассмотрения письменных обращений граждан.

1.4. Основные понятия, используемые в настоящем Порядке:

обращение гражданина (далее – обращение) – направленное в орган местного самоуправления или должностному лицу письменное или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в орган местного самоуправления;

предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию нормативных правовых актов, деятельности органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности;

заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов, иных правовых актов, недостатков в работе органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов других лиц;

должностное лицо – лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представления власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в органе местного самоуправления;

анонимное обращение – письменное обращение, в котором не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;

коллективное обращение – обращение двух и более граждан, а также обращение, принятое на митинге или собрании путем голосования (подписанное инициаторами коллективного обращения) или путем сбора подписей;

доказательство – любые факты, на основании которых орган (должностное лицо), рассматривающий обращение гражданина, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих принципиальное значение для рассмотрения соответствующего обращения;

органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального района органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Статья 2. Право граждан на обращение

2.1. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и должностным лицам.

2.2. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование органа местного самоуправления, в который направляет обращение, либо фамилию, имя, отчество должностного лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

Если обращение направляется несколькими гражданами (группа), то указываются вышеперечисленные данные хотя бы одного из этих лиц.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу по информационным системам общего пользования, подлежит рассмотрению в соответствии с настоящим положением.

2.3. Если в ходе рассмотрения обращения будет установлено, что лицо, обратившееся в орган местного самоуправления, признано в установленном порядке недееспособным, его разрешение осуществляется с обязательным участием уполномоченного органа опеки и опекуна. В этом случае ответ дается опекуну с обязательным информированием уполномоченного органа опеки.

2.4. При рассмотрении обращения органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

- представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

- знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую Федеральным законом тайну;

- получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

- обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Статья 3. Принципы рассмотрения обращений граждан

Обращения граждан рассматриваются на основании следующих принципов:

- гласности;

- законности;

- равенства граждан;

- доступности.

Статья 4. Законодательство об обращениях граждан

Законодательство об обращениях граждан состоит из Конституции Российской Федерации, федеральных законов, законов Приморского края, Устава Шкотовского городского поселения, настоящего Порядка, муниципальных правовых актов Шкотовского городского поселения, а также иных правовых актов, регулирующих правоотношения в данной сфере.

Статья 5. Делопроизводство по обращениям граждан

5.1. Делопроизводство по обращениям граждан является самостоятельным видом делопроизводства.

5.2. Ведение делопроизводства по обращениям граждан осуществляется специально назначенными сотрудниками.

5.3. Сотрудники, отвечающие за организацию работы с обращениями граждан, выполняют работу, связанную с учетом письменных и устных обращений, анализируют характер вопросов, поднимаемых гражданами, информируют об их содержании руководство, выявляют причины появления жалоб и предлагают меры по их устранению.

Статья 6. Прием и регистрация обращений

6.1. Все поступающие обращения граждан и документы, связанные с их рассмотрением, подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в орган местного самоуправления или должностному лицу.

6.2. По каждому обращению не позднее чем в трехдневный срок должно быть принято одно из следующих решений:

- о принятии обращения к рассмотрению;

- о направлении обращения по принадлежности в другое ведомство, организацию, учреждение, орган местного самоуправления, должностному лицу, если решение вопросов, поднятых в нем, не входит в компетенцию органа местного самоуправления, с уведомлением гражданина о переадресации обращения, обращения направляются в течение семи дней со дня регистрации.

6.3. В случаях, когда в обращениях наряду с вопросами, относящимися к компетенции органа местного самоуправления, содержатся вопросы, подлежащие рассмотрению в других органах местного самоуправления, должностных лиц, ведомствах (учреждениях, организациях), не позднее чем в семидневный срок со дня регистрации в соответствующие ведомства (учреждения, организации) направляются копии обращений или выписки из них, о чем извещаются заявители.

Орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой орган или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.

6.4. Запрещается направлять обращения граждан для разрешения тем органам (учреждениям) или должностным лицам, действия которых обжалуются.

6.5. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течении семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

6.6. Орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

6.7. В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течении семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

6.8. В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

6.9. В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу.

6.10. В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившим обращение подлежит направлению в орган в соответствии с его компетенцией.

6.11. При поступлении на обращение заполняется регистрационно-контрольная карточка.

6.12. Письма граждан вскрываются, проверяется наличие документов. При поступлении писем, где указывается о приложении документов, других материалов, которые фактически полностью или частично отсутствуют, делается отметка об их частичном отсутствии или составляется акт.

Конверты к письмам сохраняются в тех случаях, когда только по ним можно установить адрес отправителя или по штемпелю подтвердить время отправления, получения письма, а также в других необходимых случаях.

Регистрационный номер и дата поступления письменного обращения указываются также в штампе, который проставляется в правом нижнем углу лицевой стороны первого листа обращения.

Регистрационный индекс письменного и устного обращения граждан состоит из порядкового номера обращения в пределах каждого календарного года.

6.13. При регистрации:

- обращение проверяется на повторность.

Повторными считаются предложения, заявления, жалобы, поступившие от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого обращения истек установленный законодательством срок рассмотрения или заявитель не согласен с принятым по его обращению решением.

Повторному обращению присваивается регистрационный номер, который ставится через дробь от первичного.

При поступлении повторного письма работник, ведущий делопроизводство, обязан передать его на рассмотрение руководству с предыдущими обращениями.

Обращения одного и того же лица по одному и тому же вопросу, направленные нескольким адресатам и пересланные ими для разрешения в органы местного самоуправления, рассматриваются как первичные.

В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель органа местного самоуправления, должностное лицо или уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направленные обращения направлялись в один и тот же орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

По коллективным письмам в левом верхнем углу на регистрационно-контрольной карточке делается отметка "Коллективное".

Ответ на коллективное обращение направляется на имя первого подписавшего его лица (если в письме не оговорено конкретное лицо) или в отдельных случаях – каждому из подписавших такое обращение.

- отмечается вид обращения: жалоба, заявление, предложение;

- составляется аннотация на письмо. Она должна быть четкой, краткой, отражать содержание обращения;

- сведения о регистрации вносятся в электронную базу данных или, при отсутствии таковой, в специальный журнал.

- оформляется обложка на каждое обращение;

- оформленное обращение передается на исполнение руководителю, далее по его указанию – на исполнение. Рассмотрение, передача на исполнение незарегистрированных обращений граждан не допускаются.

6.14. На письменных обращениях граждан запрещается делать резолюции и надписи.

Статья 7. Рассмотрение обращений

7.1. Рассмотрение обращений граждан является служебной обязанностью руководителей и должностных лиц органов местного самоуправления, которые несут личную ответственность за организацию работы по рассмотрению обращений граждан и их приему в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим порядком.

7.2. Руководители и должностные лица органов местного самоуправления при рассмотрении и разрешении обращений граждан вправе:

- запрашивать и получать от других органов и должностных лиц сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращений;

- получать письменные объяснения от должностных лиц по вопросам, подлежащим выяснению при рассмотрении обращений;

- проводить проверки по исполнению принятых ими решений.

7.3. Руководители и должностные лица органов местного самоуправления при рассмотрении и разрешении обращений граждан обязаны:

- внимательно разобраться в их существе, в случае необходимости истребовать дополнительные материалы или направить сотрудников на места для проверки фактов, изложенных в обращениях, принимать другие меры для объективного разрешения поставленных заявителями вопросов, выявления и устранения причин и условий, порождающих обоснованные жалобы;

- принимать по ним законные, обоснованные и мотивированные решения и обеспечивать своевременное и качественное их исполнение;

- сообщать в письменной, электронной или устной форме заявителям о решениях, принятых по их обращениям, со ссылками на законодательство Российской Федерации, а в случае отклонения обращения – разъяснять также порядок обжалования принятого решения;

- не разглашать по мотивированной просьбе заявителей сведения об их фамилии, имени, отчестве, данные о месте жительства, работы (учебы);

- не использовать в публичных выступлениях без согласия заявителей сведения об их частной жизни, ставшие известными при рассмотрении обращений;

- систематически анализировать обращения граждан;

- проверять работу по рассмотрению обращений граждан, принимать меры к устранению причин, порождающих нарушение прав и охраняемых законом интересов граждан.

7.4. Если руководителем, рассматривающим обращение, дано поручение нескольким должностным лицам, то основным исполнителем является лицо, указанное в поручении первым, если не оговорено иное. Ему предоставляется право созыва соисполнителей и координации их работы.

По результатам проверки обращения составляется мотивированное заключение, которое должно содержать объективный анализ собранных материалов. Если при проверке выявлены нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, недостатки и упущения в деятельности органа местного самоуправления, злоупотребления должностными полномочиями, то в заключении должно быть указано, какие конкретно предлагаются (приняты) меры по устранению вышеуказанных недостатков.

Статья 8. Сроки рассмотрения обращений граждан

8.1. Сроки рассмотрения обращений граждан исчисляются со дня поступления обращений в орган местного самоуправления.

8.2. Письменное обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

8.3. В исключительных случаях (когда для рассмотрения обращения необходимо проведение специальной проверки), а также в случае направления запроса руководитель органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

О продлении срока рассмотрения обращения исполнитель информирует также сотрудника, осуществляющего контроль за исполнением поручения по данному обращению. В учетных формах делается соответствующая отметка с указанием нового срока рассмотрения обращения.

Статья 9. Обжалование решений по обращениям граждан

Решения, принятые по обращениям граждан органами местного самоуправления и должностными лицами, их действия (бездействие) могут быть обжалованы гражданами вышестоящему должностному лицу или в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.

Статья 10. Контроль за исполнением поручений по рассмотрению обращений граждан

10.1. Руководители и должностные лица органов местного самоуправления, как лично, так и через ответственных сотрудников осуществляют непосредственный контроль за:

- соблюдением установленного законодательством и настоящим Порядком рассмотрения обращений граждан;

- работой с обращениями граждан и организацией их приема. Контролю подлежат повторные обращения, а также другие обращения, на которые даются промежуточные ответы.

10.2. Обращения граждан, о результатах рассмотрения которых необходимо сообщать в вышестоящие органы и средства массовой информации, берутся на особый контроль.

10.3. На обращение, поставленное на контроль, оформляется второй экземпляр регистрационно-контрольной карточки с указанием срока исполнения и передается исполнителю для работы до окончательного решения вопроса.

10.4. При осуществлении контроля обращается внимание на сроки исполнения поручений по обращениям граждан и полноту рассмотрения поставленных вопросов, объективность проверки фактов, изложенных в обращениях, законность и обоснованность принятых по ним решений, своевременность их исполнения и направления ответов заявителям.

10.5. Данные о пересылке (передаче) заявлений, содержании поручений по ним, постановке документов на контроль, ходе исполнения, продлении срока исполнения, окончательном исполнении и сообщении заявителям о принятых решениях отражаются в регистрационно-контрольных карточках и журналах.

10.6. В случае устного ответа заявителю составляется соответствующая справка, которая приобщается к материалам рассмотрения обращения. В регистрационно-контрольной карточке делается отметка о том, что результаты рассмотрения обращения сообщены заявителю в личной беседе.

10.7. Должностные лица на основании имеющихся контрольных карточек, записей в журналах учета обращений, переписки контролируют ход и результаты разрешения обращений, направленных в структурные подразделения или подведомственные учреждения.

10.8. Регистрационно-контрольная карточка после окончательного решения вопроса возвращается вместе с необходимыми материалами должностному лицу, осуществляющему контроль за исполнением поручений по обращениям граждан.

Сведения о результатах рассмотрения обращений переносятся в журналы учета обращений, которые по требованию представляются для проверки своевременности и правильности выполнения принятых решений: руководству, инспектирующим (проверяющим).

10.9. В представляемых в вышестоящие органы сообщениях о результатах рассмотрения обращений граждан, взятых на контроль, должны быть отражены:

- факты, установленные при проверке изложенных в обращении сведений;

- факты, подтверждающие или опровергающие доводы заявителя;

- прилагается копия ответа заявителю.

10.10. В случае если выявлены нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, недостатки и упущения в деятельности органа местного самоуправления, указывается, какие приняты меры в отношении виновных лиц, по восстановлению нарушенных прав и охраняемых законом интересов граждан, а также по устранению недостатков и упущений в работе.

10.11. Контроль осуществляется путем запроса у исполнителей устной информации или письменных сообщений (справок) о состоянии исполнения поручений.

Периодичность проверки хода исполнения поручения определяется сотрудником, осуществляющим контроль, в зависимости от срока исполнения поручения.

10.12. Сотрудник, осуществляющий контроль, обязан:

- знать ход исполнения поручения и предпосылки возможных задержек его исполнения;

- содействовать своевременному и качественному исполнению поручения;

- своевременно докладывать руководству о ходе исполнения поручения;

- отражать в регистрационно-контрольной карточке, журналах учета обращений ход исполнения поручения и результат рассмотрения обращения.

10.13. Решение о снятии обращения с контроля принимают руководитель органа местного самоуправления или другое должностное лицо, ответственное за своевременное и правильное рассмотрение обращений граждан.

Промежуточный ответ на обращение, взятое на контроль, не является основанием для снятия обращения с контроля. Контроль завершается только после принятия окончательного решения и исчерпывающих мер по разрешению обращений.

Письменное или устное обращение не считается разрешенным, если в процессе его рассмотрения были подготовлены, но не доложены или доложены, но не утверждены руководством и возвращены на доработку предложения, проекты ответов и т. п. Рассмотрение заявления не может считаться законченным, если сообщается лишь о предполагаемых мерах для решения поставленных автором вопросов.

Обращение считается разрешенным, если рассмотрены все поставленные в нем вопросы, приняты необходимые меры и даны исчерпывающие ответы заявителю.

Снятие обращения с контроля оформляется надписью "В дело" и подписью лица, принявшего это решение, с указанием даты снятия обращения с контроля.

10.14. Состояние работы с обращениями граждан и по организации приема граждан проверяется при инспектировании, а также путем целевых проверок.

В ходе проверок глубоко и всесторонне изучается организация работы с обращениями граждан и по приему граждан, вскрываются недостатки и оказывается практическая помощь в их устранении. Результаты проверок отражаются в актах или справках. Недопустимы выводы о состоянии этой работы только по статистическим показателям.

10.15. Материалы для анализа и обобщения вопросов, содержащихся в обращениях граждан, а также работы, проводимой по рассмотрению обращений и организации приема граждан, ежеквартально представляются руководству в виде аналитических справок и отчетов.

Статья 11. Организация личного приема граждан

11.1. Прием граждан проводится руководителями и должностными лицами органов местного самоуправления, правомочными принимать решения по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Место, дни и часы приема граждан устанавливаются соответствующими графиками, доведенными до сведения граждан.

11.2. Для приема граждан отводятся специальные помещения – приемные, которые оборудуются необходимым имуществом и оснащаются средствами связи. Прием граждан может проводиться в служебных кабинетах должностных лиц, осуществляющих прием.

11.3. Прием граждан проводится в порядке очередности. Для ее соблюдения ведется список. Прием может проводиться по предварительной записи.

11.4. Лицо, осуществляющее прием, для обеспечения квалифицированного решения поставленных посетителем вопросов может привлекать к их рассмотрению сотрудников соответствующих структурных подразделений.

Статья 12. Проведение личного приема граждан

При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий личность.

12.1. Прием начинается с предложения посетителю сообщить свою фамилию, имя и отчество, место жительства и работы, изложить существо вопроса, с которым он обращается.

12.2. Вопросы, с которыми обращаются граждане, по возможности разрешаются в ходе приема.

Лицо, осуществляющее прием, руководствуясь законодательными и иными нормативными правовыми актами, в пределах своей компетенции вправе принять одно из следующих решений:

- удовлетворить просьбу, сообщив посетителю порядок и срок исполнения принятого решения;

- отказать в удовлетворении просьбы, разъяснив мотивы отказа и порядок обжалования принятого решения;

- принять письменное заявление, если поставленные посетителем вопросы требуют дополнительного изучения или проверки, разъяснив ему причины, по которым просьба не может быть разрешена в процессе приема, порядок и срок ее исполнения. Если посетитель по каким-либо причинам не может самостоятельно в письменной форме изложить свою просьбу, лицо, осуществляющее прием, обязано оказать ему в этом необходимую помощь.

12.3. Все материалы, полученные от посетителя в ходе приема, передаются на регистрацию и в соответствии с решением должностного лица, осуществляющего прием, ставятся на контроль и направляются на исполнение.

12.4. Если решение вопросов, поставленных посетителем в ходе приема, не входит в компетенцию должностного лица, осуществляющего прием, посетителю разъясняется, в какой орган (учреждение) ему следует обратиться, и по возможности ему оказывается необходимое содействие.

В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Статья 13. Анализ и обобщение вопросов, поднимаемых в обращениях граждан

Аналитическая работа по обращениям граждан в органах исполнительной власти и муниципальных образованиях края ведется специалистом, отвечающим за этот участок работы, который:

- накапливает и систематизирует материалы по темам;

- регулярно просматривает, формирует и анализирует статистические материалы по обращениям граждан;

- изучает необходимые нормативные документы и другие материалы по анализируемым вопросам;

- готовит информационно-аналитические записки на основе систематического анализа и обобщения граждан;

- несет ответственность за соблюдение сроков подготовки информационно-аналитических записок, объективность их содержания.

Статья 14. Организация работы архива

14.1. Рассмотренные обращения граждан, по которым приняты соответствующие решения, а также копии ответов заявителям и другие документы, связанные с рассмотрением и разрешением обращений, с подписью руководителя подразделения, ответственного за разрешение обращения по существу, должны быть возвращены должностным лицом сотруднику, ведущему делопроизводство по обращениям граждан, для формирования дела, включенного в номенклатуру дел.

14.2. Существует только один регистрационный номер, как для поступивших обращений, так и для ответов на них. Справки, заключения и другие документы по результатам рассмотрения обращений граждан подлежат обязательной регистрации как подготовленные документы в соответствии с требованиями ведения делопроизводства по работе с обращениями граждан.

14.3. На материалах, связанных с рассмотрением обращений, после принятия решения и их исполнения должна быть надпись "В дело" и личная подпись должностного лица, принявшего это решение.

14.4. Документы в делах располагаются в алфавитном порядке. Каждое обращение и все документы, относящиеся к его рассмотрению и разрешению, составляют в деле самостоятельную группу и располагаются в хронологическом порядке. Повторные обращения или дополнительные материалы подшиваются к данной группе документов.

При формировании дел проверяется правильность направления документов в дело, их полнота (комплектность). Неправильно оформленные документы, а также неразрешенные обращения подшивать в дело запрещается.

14.5. Документы и переписка по обращениям граждан учитываются и хранятся у сотрудника, ведущего делопроизводство по обращениям граждан, отдельно от других документов. Запрещается формирование дел исполнителями и хранение их у исполнителей. Ответственность за сохранность документов по обращениям граждан возлагается на сотрудников, работающих с данной категорией документов.

14.6. Сроки хранения обращений граждан и материалов, связанных с их рассмотрением, определяются в соответствии со ст. 183 "Перечня" типовых управленческих документов М. 2010, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения по их рассмотрению:

- предложения, письма творческого характера, заявления, жалобы, содержащие сведения о серьезных недостатках и злоупотреблениях – постоянно;

- личного характера – 5 лет;

- второстепенного, оперативного характера – 5 лет.

14.7. По истечении установленных сроков дела по заключению экспертной комиссии подлежат уничтожению.

Статья 15. Ответственность за нарушение законодательства об обращениях граждан

Неправомерный отказ в приеме или рассмотрении обращений граждан, нарушение сроков рассмотрения, уклонение от предоставления информации по обращениям граждан или предоставление недостоверной информации, принятие заведомо необоснованного решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение решений по обращениям граждан, разглашение сведений о частной жизни граждан без их согласия, преследование граждан за содержащуюся в их обращении критику, а также иные нарушения законодательства об обращениях граждан, влекут за собой ответственность виновных должностных лиц в соответствии с действующим законодательством.

Статья 16. Вступление в силу настоящего Порядка

16.1. Настоящее Порядок вступает в силу со дня его официального опубликования.