Программа «Комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Шкотовского городского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края на 2020-2030 годы»

Версия для печати
Дата документа: 
31.12.2019

Приложение
к постановлению администрации
Шкотовского городского поселения
31.12.2019 г. №390

 

Программа «Комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Шкотовского городского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края на 2020-2030 годы»

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

НаименованиеПрограмма «Комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Шкотовского городского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края на 2020-2030 годы»
Основание для разработки Программы1. Градостроительный кодекс Российской Федерации; 2. Федеральный закон от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; 3. Федеральный закон от 30 декабря 2004г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"; 4. Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 06 мая 2011 года №204 «О разработке Программ развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований»; 5. СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»; 6. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 №502 "Об утверждении требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов».
Заказчик и разработчик программыАдминистрация Шкотовского городского поселения
Цели и Задачи ПрограммыЦели: Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры, реконструкция и модернизация систем коммунальной инфраструктуры, улучшение экологической ситуации на территории Шкотовского городского поселения. Задачи: 1. Инженерно-техническая оптимизация систем коммунальной инфраструктуры. 2. Повышение надежности систем коммунальной инфраструктуры. 3. Обеспечение более комфортных условий проживания населения поселения. 4. Повышение качества предоставляемых ЖКУ. 5. Снижение потребление энергетических ресурсов. 6. Снижение потерь при поставке ресурсов потребителям. 7. Улучшение экологической обстановки в поселении.
Целевые индикаторы и показателиСнижение общего износа основных фондов коммунального сектора до уровня: в 2030 году – 30 процентов.
Сроки и этапы реализации Программы2020-2030 годы
Объемы и источники финансового обеспечения ПрограммыИсточники финансирования: – средства местного бюджета. Бюджетные ассигнования, предусмотренные в плановом периоде 2020-2030 годов, будут уточнены при формировании проектов бюджета поселения
Мероприятия запланированные Программой1. В сфере теплоснабжения: – замена теплосетей, отработавших нормативный срок службы. – модернизация котельных. 2. В сфере водоснабжения: – Реконструкция сетей водоснабжения; – строительство новых водопроводных сетей; 3. В сфере газификации: -газификация котельных; – газификация домовладений. 4. В сфере электроснабжения: – реконструкция сетей наружного освещения внутриквартальных (межквартальных) улиц и проездов; – внедрение современного электроосветительного оборудования, обеспечивающего экономию электрической энергии. 5. Организация сбора и вывоза ТБО: – улучшение санитарного состояния территорий поселения; – улучшение экологического состояния поселения; – обеспечение надлежащего сбора и транспортировки ТБО и ЖБО. 6. В сфере водоотведения: – реконструкция сетей водоотведения; – строительство очистных сооружений и КНС; – строительство новых сетей водоотведения.
Ожидаемые результаты реализации Программы1) повышение надежности работы системы коммунальной инфраструктуры; 2) повышение эффективности использования систем коммунальной инфраструктуры; 3) обеспечение устойчивости системы коммунальной инфраструктуры поселения; 4) обеспечение потребителей коммунальными услугами в необходимом объеме; 5) внедрение энергосберегающих технологий; 6) снижение потерь коммунальных ресурсов. 2. Социальные результаты: 1) обеспечение полным комплексом жилищно-коммунальных услуг жителей поселения; 2) повышение надежности и качества предоставления коммунальных услуг; 3) рациональное использование природных ресурсов. 3. Экономические результаты: 1) повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий коммунального комплекса; 2) плановое развитие коммунальной инфраструктуры в соответствии с документами территориального планирования развития поселения; 3) повышение инвестиционной привлекательности организаций коммунального комплекса муниципального образования.
Контроль за реализацией программыКонтроль за реализацией Программы осуществляет по итогам каждого года Администрация Шкотовского городского поселения

 

1. Содержание проблемы и обоснование ее решения программными методами

Одним из основополагающих условий развития поселения является комплексное развитие систем жизнеобеспечения Шкотовского городского поселения.

Этапом, предшествующим разработке основных мероприятий Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры (далее – Программа), является проведение анализа и оценки социально-экономического и территориального развития сельского поселения.

Анализ и оценка социально-экономического и территориального развития муниципального образования, а также прогноз его развития проводится по следующим направлениям:

- демографическое развитие;

- перспективное строительство;

- перспективный спрос коммунальных ресурсов;

- состояние коммунальной инфраструктуры;

Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры администрации Шкотовского городского поселения на 2020-2030 годы предусматривает обеспечение коммунальными ресурсами земельных участков, отведенных под перспективное строительство жилья, повышение качества предоставления коммунальных услуг, стабилизацию и снижение удельных затрат в структуре тарифов и ставок оплаты для населения, создание условий, необходимых для привлечения организаций различных организационно-правовых форм к управлению объектами коммунальной инфраструктуры, а также инвестиционных средств внебюджетных источников для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, улучшения экологической обстановки. Программа направлена на обеспечение надежного и устойчивого обслуживания потребителей коммунальными услугами, снижение износа объектов коммунальной инфраструктуры, модернизацию этих объектов путем внедрения ресурсо-энергосберегающих технологий, разработку и внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования организаций коммунального комплекса, привлечение средств внебюджетных инвестиционных ресурсов. Программа является одним из важнейших инструментов реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050 (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.07.2011 №575), Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Демографическое развитие Шкотовского городского поселения

Численность населения – важнейший базисный социально-экономический показатель, являющийся основой для социально-экономической политики, планирования экономического роста, в значительной мере влияющий на устойчивость развития территории. Демографические процессы определяют характер воспроизводства населения, изменение его численности, состояние рынка труда.

Численность населения Шкотовского городского поселения на 01.01.2012 составила 5045 человека, что соответствует примерно 20,7 % от общей численности населения Шкотовского муниципального района.

Динамика численности населения Шкотовского городского поселения

Год20122013201420152016201720182019
Численность населения, чел.50455001498349735096500450175010

 

Из представленных выше данных видно, что снижение численности населения Шкотовского городского поселения, отмечено в 2015 году, в последующие годы, отмечается стабилизация данного показателя.

Динамика естественного движения населения Шкотовского городского поселения


п/п
Показатели2015201620172018
123456
2Родившиеся, чел.72554759
3На 1000 населения, ‰1111
4Умершие, чел.69696664
5На 1000 населения, ‰1111
6Естественный прирост (убыль), чел.3-14-19-5
7На 1000 населения, ‰3-14-19-5

 

В течение последних трёх лет в Шкотовском городском поселении смертность превышала рождаемость, что привело к естественной убыли населения.

Совокупность показателей рождаемости и смертности предопределяют, особенности темпа воспроизводства населения. Тем не менее, говорить о каких-либо закономерных причинах колебаний рождаемости и смертности населения сложно, так как, в силу небольшой численности населения, увеличение числа родившихся и умерших на несколько человек вызывает значительное изменение относительных показателей.

Механический прирост населения

Механическое движение населения, наряду с естественным, является одним из основных показателей, характеризующих социально-экономическую ситуацию, сложившуюся как в стране в целом, так и в каком-либо отдельно взятом населённом пункте. Также миграция является довольно важным фактором в случае активного развития экономики, так как миграционный приток позволяет в короткие сроки увеличить численность трудовых ресурсов.

Показатели механического движения населения предоставлены только за 2018год и составляют:

- число прибывших – 264 чел;

- число выбывших – 266 чел;

- миграционный прирост – (-2) чел.

Данные о компонентах изменения численности населения Шкотовского городского поселения представлены ниже, в таблице

Компоненты изменения численности населения Шкотовского городского поселения


п/п
ПоказателиГоды
2015201620172018
123456
1Численность постоянного населения, чел.4973509650045017
2Естественный прирост, ‰-0,22-20
3Механический прирост, ‰н/дн/дн/д-2
4Прирост (убыль) населения всего, ‰---0

 

Следует также отметить, что естественный прирост населения во многом зависит от демографической структуры населения, которая, в свою очередь, характеризуется большой степенью инерционности и трудно поддаётся корректировке. Механический приток населения гораздо легче поддаётся изменению. Таким образом, на сегодняшний день, положительное сальдо миграции способствует увеличению численности населения городского поселения.

Возрастная структура населения

Динамика возрастной структуры городского поселения выглядит следующим образом:


п/п
ГодЧисленность постоянного населения (чел.)В том числе в возрастеТо же, в % к общей численности
моложе трудоспособноготрудоспособногостарше трудоспособногомоложе трудоспособноготрудоспособногостарше трудоспособного
123456789
22015497394528351193195724
3201650969382971118718,458,323,3
4201750049212917116618,458,323,3
5201850179232925116918,458,323,3

 

Численность населения в трудоспособном возрасте по данным на 01.01.2019г, составляет 2925 чел, что соответствует 58 % от общей численности населения городского поселения. На долю населения младше и старше трудоспособного возраста приходится 923 чел. (18 %) и 1169 чел. (23 %) соответственно.

Распределение населения по возрастным группам Шкотовского городского поселения характеризуется большей долей населения трудоспособного возраста – 61 %, и большей старше трудоспособного –21%.

Графически возрастная структура городского поселения представлена ниже, на рисунке №2.

Возрастная структура населения Шкотовского городского поселения, по данным на 01.01.2019 г.

 

Рис. 1

Таким образом, существующая возрастная структура населения Шкотовского городского поселения характеризуется достаточно высокой долей населения младше трудоспособного возраста и высокой долей населения старше трудоспособного возраста.

Основными направлениями в работе администрации городского поселения, в целях обеспечения потребности развивающейся экономики в рабочей силе являются:

создание при органах местного самоуправления предпринимательских советов малых форм предпринимательства и разработка мер по их эффективной поддержке;

повышение мобильности рабочей силы посредством разработки эффективной системы профессионального обучения и переобучения;

содействие незанятой молодёжи в возрасте до 18 лет, не имеющей профессии, специальности, и впервые вступающей на рынок труда, в направлении в учреждения профессионального образования для получения профессионального образования до начала трудовой деятельности;

содействие формированию систем внутрипроизводственного обучения работников в целях обеспечения единства и сопоставимости требований к квалификации работников, предъявляемых на рынке труда;

регулирование миграционных процессов, направленных на улучшение обеспечения отраслей экономики поселения квалифицированной рабочей силой.

Выводы:

- численность населения Шкотовского городского поселения на 01.01.2019 г. составила 5010 чел, (20,7 % от общей численности населения Шкотовского района);

- исходя из статистических данных последних лет, для муниципального образования характерны отрицательные показатели естественного воспроизводства населения;

- возрастная структура населения характеризуется высокой долей населения старше трудоспособного возраста (23 %).

Гидрографические данные. Климат.

Характеристика климата Шкотовского городского поселения приведена по метеорологической станции Штыково.

Климат Шкотовского городского поселения умеренно-континентальный, имеет ярко выраженный муссонный характер. Лето теплое влажное, со значительным количеством осадков; зима ясная, холодная и более сухая.

Самый холодный месяц в году январь со среднемесячной температурой –16,5°С. Абсолютный минимум равен -38°С. Переход среднесуточной температуры к положительным температурам происходит в начале апреля.

Весна наступает очень бурно. Нарастание температуры воздуха от марта к апрелю здесь достаточно велико (около 8°С).

Самый тёплый месяц – август, со среднемесячной температурой +20,3°С. Абсолютный максимум +37°С. Переход к среднесуточной температуре выше +10°С осуществляется в середине мая.

Осенью после дождливого лета устанавливается ясная сухая и тёплая погода, часто при полном безветрии с сухим и прозрачным воздухом. Периоды сухой солнечной погоды сравнительно тёплой днём и с заморозками ночью нередко продолжаются до двух недель и больше.

Режим увлажнения на территории Шкотовского городского поселения носит муссонный характер и имеет резко выраженную сезонность. В течение всего года атмосферные осадки обуславливаются главным образом муссонной циркуляцией атмосферы, ее сезонными изменениями. Годовое количество осадков составляет 635 мм. Летние осадки, в период с апреля по октябрь, составляют 85 % годовой суммы осадков, с максимумом в августе, сентябре.

Ветровой режим территории также обусловлен муссонной циркуляцией атмосферы. Следует отметить, что направление основного ветрового потока значительно изменяется под влиянием орографии местности. Ниже, на рисунке 1, приведены розы ветров по метеостанции Штыково. Зимой преобладающим является северо-западное (45%) и северное (26 %) направление ветров, летом – юго-западное (45 %).

 ССВВЮВЮЮЗЗСЗ
Год1431142101946
Январь26451711217
Июль31463214562

 

Рис. 2

В течение года преобладают слабые и умеренные ветры. Среднегодовая скорость ветра составляет 2,8 м/сек. Увеличение скоростей ветра отмечается в январе, феврале.

По строительно-климатическому районированию территория Шкотовского городского поселения относится к зоне 1В. Расчётная температура самой холодной пятидневки –27°С. Продолжительность отопительного периода составляет 208 дней. Среднее число дней с температурой равной и выше +10°С составляет 140 дней, а сумма температур за этот период равна 2194°С.

Опасные явления погоды

К опасным явлениям погоды, наблюдающимся на территории Шкотовского городского поселения, которые могут наносить значительный ущерб, относятся снегопады и метели, сопровождающиеся сильными ветрами, туманы, грозы, град.

Число дней с неблагоприятными метеорологическими условиями составляет:

- с сильным ветром (>15м/сек) – 4 дня в году;

- с метелью – в среднем 6 дней в году;

- с туманами – 38 дней в году;

- с грозами – 11 дней в году;

- с градом – 0,7 дней в году.

Влияние метеорологических условий на состояние атмосферы

На территории Шкотовского городского поселения наблюдаются неблагоприятные климатические условия для рассеивания примесей в атмосферном воздухе.

Потенциал загрязнения атмосферы – высокий.

Степень загрязнения атмосферного воздуха в различные сезоны зависит от приземных инверсий. В переходные сезоны (весной и осенью) устанавливается устойчивый западный перенос воздуха. Поэтому весной и осенью (апрель – май, октябрь – ноябрь) повторяемость умеренных и сильных ветров значительно увеличивается, застойных процессов не происходит и, как следствие, не накапливаются загрязняющие вещества в воздухе.

Зимой особенно в декабре – январе преобладает антициклональный тип погоды со слабыми ветрами, инверсиями и, как следствие, туманами. Такие процессы препятствуют перемешиванию воздуха и способствуют накоплению загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы.

Летом, несмотря на усиление атмосферной циркуляции, частое образование туманов и инверсий в приземном слое, длительные застойные процессы, приводящие к устойчивым периодам загрязнения приземного воздуха, происходят реже. Днем термическая конвекция создает турбулентность воздуха, что приводит к рассеиванию загрязняющих веществ в приземном слое. Очищению воздуха от загрязняющих веществ способствуют осадки большой интенсивности.

Инженерно-геологическая оценка. Исходя из рельефа, гидрогеологических, условий, развития физико-геологических процессов, физико-механических свойств грунтов, залегающих в основании фундаментов зданий и сооружений, воздействие антропогенных факторов (угледобыча) на территории поселения в целом и пгт. Шкотово выделяются:

- территории благоприятные для строительства;

- территории ограниченно благоприятные для строительства;

- территории неблагоприятные для строительства;

- территории не подлежащие застройке;

- территории с особыми условиями недропользования.

Районирование носит обобщенный характер, так как в дальнейшем при проектировании и строительстве должны проводиться детальные инженерно-геологические изыскания.

Административно-территориальное устройство

Шкотовское городское поселение – муниципальное образование в составе Приморского края, образовано законом Приморского края от 07.12.2004 года №192-КЗ «О Шкотовском муниципальном районе».

Шкотовское городское поселение имеет свой Устав, муниципальную собственность, местный бюджет, выборные и иные органы местного самоуправления и не входит в состав какого-либо муниципального образования.

В соответствии с Уставом поселения, словосочетания «Шкотовское городское поселение» и «городское поселение» употребляются в едином значении.

На перспективу внесение изменений в административно-территориальное деление городского поселения не предполагается.

ИНЖЕНЕРНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Энергоснабжение

Существующее положение электроснабжение потребителей Шкотовского городского поселения Шкотовского района Приморского края централизовано и осуществляется от сетей и подстанций Дальневосточной энергетической системы. Опорной подстанцией поселения служит ПС 35/10кВ «Шкотово» трансформаторной мощностью 2х6,3МВА. Кроме того, на территории поселения расположена ПС 110/35/6кВ «Факел» трансформаторной мощностью 20МВА. Подстанция «Шкотово» подключена к системе электроснабжения Приморского края по ВЛ 35кВ «АТЭЦ – Шкотово» и ВЛ 35кВ «Факел – Шкотово». От ПС «Шкотово» отходит ВЛ 35кВ «Шкотово – Новороссия». Кроме того, по территории поселения проходят ВЛ 110кВ: «Штыково – Верхняя» и две ВЛ 110кВ «Факел – Штыково».

Срок службы подстанции «Шкотово» составляет более 30 лет.

Выводы:

Основной проблемой системы электроснабжения Шкотовского городского поселения является высокий уровень износа оборудования подстанций и высоковольтных линий.

Электрические нагрузки жилищно-коммунального сектора определены по срокам проектирования на основе численности района, принятой настоящим проектом и согласно «Региональных нормативов градостроительного проектирования в Приморском крае».

В соответствии с Нормативами укрупненные показатели расхода электроэнергии коммунально-бытовых потребителей приняты с учетом категории поселения и приведены в таблице

Укрупненные показатели расхода электроэнергии


п/п
Городское поселениеУдельный расход электроэнергии, кВтч/чел. в годГодовое число часов использования максимума электрической нагрузкиСредняя удельная расчетная коммунально-бытовая нагрузка, кВт/чел
12345
Первая очередь
1Шкотовское200047000,42
Расчетный срок
1Шкотовское273053000,51

 

Приведенные укрупненные показатели предусматривают электропотребление жилыми и общественными зданиями, предприятиями коммунально-бытового обслуживания, наружным освещением, рекламой, системами водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения. Приведенные данные не учитывают применения в жилых зданиях кондиционирования, электроотопления и электроводонагрева.

Электрические нагрузки жилищно-коммунального сектора Шкотовского городского поселения приведены ниже, в таблице.

Электрические нагрузки жилищно-коммунального сектора

1


п/п
Населенный пунктI очередьРасчетный срок
Численность населения, чел.Годовой расход электроэн, млн. кВтчМакс. эл. нагрузка, МВтЧисленность населения, чел.Годовой расход электроэн, млн. кВтчМакс. эл. нагрузка, МВт
12345678
1пгт Шкотово515010,32,16530014,472,70
 Итого515010,32,16530014,472,70

 

Суммарные электрические нагрузки Шкотовского городского поселения на перспективу вырастут, что связано с улучшением жилищных условий, совершенствованием структуры коммунального обслуживания, развитием промышленности на территории поселения. Они приведены в таблице.

Суммарные электрические нагрузки Шкотовского городского поселения


п/п
ПотребителиГодовой расход электроэнергии, млн. кВтчМаксимальная электрическая нагрузка, тыс. кВт
I очередьРасч. срокI очередьРасч. срок
123456
1Жилищно-коммунальный сектор10,314,52,22,7
2Прочие и промышленные потребители7,5933,6
 Итого17,823,55,26,3
 Потери в сетях1,41,90,40,5
 Всего19,225,45,66,8
 То же, с учетом коэффициента одновременности (К0=0,87)19,225,44,95,9

 

Проектные предложения:

Электроснабжение потребителей Шкотовского городского поселения намечается от существующих источников. Уровень износа оборудования подстанции «Шкотово» и срок ее службы высоки, поэтому намечается реконструкция.

Все новые промышленные нагрузки будут покрываться от существующих источников.

На весь проектный период намечается:

– реконструкция ПС 35/10кВ «Шкотово»;

– реконструкция сетей 35кВ для повышения надежности электроснабжения потребителей и повышения пропускной способности линий;

– реконструкция распределительных сетей 10кВ.

Теплоснабжение

Существующее положение теплоснабжение капитальной жилой и общественной застройки поселения осуществляется, в основном, централизованно от отопительных котельных; теплоснабжение индивидуальной застройки осуществляется от локальных источников тепла.

Топливом для котельных служат уголь.

Перечень котельных приведен в таблице.

Краткая характеристика котельных Шкотовского городского поселения


п/п
Наименование и местоположение котельнойПроектная тепловая произв-ть, Гкал/часТепловая нагрузка, Гкал/часИзнос, %Вид топлива
123456
1Котельная СОШ, ул. Советская, 45б1,0320,6125уголь
2Котельная гарнизона, ул. Кирова, 2а2,520,9650уголь
3Котельная поликлиники, ул. Ленинская, 681,20,165уголь
4Котельная КШИ, ул. Лазо, 31,62электричество
5Котельная ВЧ 83417, ул. Тракторная, 27,9уголь
6Котельная АРЗ, ул. Матюшкина, 21,10,4725уголь

 

Теплоснабжение промышленных предприятий осуществляется от собственных котельных.

Протяженность тепловых сетей составляет 2,2 км, износ тепловых сетей составляет 25 %.

Тепловые нагрузки

Расчеты теплоты произведены для расчетной температуры наружного воздуха на отопление tрот= -250С (согласно СНиП 23-01-99 «Строительная климатология»).

Тепловые нагрузки жилой и общественной застройки поселения определены по укрупненным показателям расхода тепла, исходя из численности населения и величины общей площади зданий по срокам проектирования.

Укрупненные показатели приняты согласно «Региональных нормативов градостроительного проектирования в Приморском крае», (Вт/м2):

на отопление жилых зданий:

– существующая сохраняемая капитальная застройка – 107,1

– новая капитальная застройка – 87,3

– существующая сохраняемая индивидуальная застройка – 180,9

– новая индивидуальная застройка – 155,7

коэффициент, учитывающий тепловой поток на отопление общественной застройки, принят 0,25 от отопления жилой застройки коэффициент, учитывающий вентиляцию общественных зданий принят:

– для существующих зданий – 0,4 от отопления общественных зданий

– для новых зданий – 0,6 от отопления общественных зданий

Общий укрупненный показатель расхода тепла составит:

– существующая капитальная застройка – 144,6Вт/м2 (124,4ккал/час)

– новая капитальная застройка – 122,2Вт/м2 (105,1ккал/час)

– существующая индивидуальная застройка – 244,2Вт/м2 (210,0ккал/час)

– новая индивидуальная застройка – 218,0Вт/м2 (187,5ккал/час)

Тепловые нагрузки жилищно-коммунального сектора Шкотовского городского поселения приведены в таблице.

Тепловые нагрузки жилищно-коммунального сектора


п/п
Населенный пунктОбщая площадь жил. фонда, тыс. м2Тепловая нагрузка, Гкал/час
Всегов том числеВсегов том числе
сущновыйсущновый
12345678
I очередь
1пгт Шкотово12998,730,323,818,65,2
 Итого12998,730,323,818,65,2
Расчетный срок
1пгт Шкотово15998,760,327,918,69,3
 Итого15998,760,327,918,69,3

 

Из них централизованное теплоснабжение на первую очередь и расчетный срок 3,7Гкал/час и 5,6Гкал/час соответственно

Проектные предложения

На перспективу теплоснабжение потребителей Шкотовского городского поселения намечается в следующих направлениях строительство новой газовой котельной и тепловых сетей для теплоснабжения потребителей района новой многоквартирной застройки;

-реконструкция существующих котельных с переводом их на газовое топливо;

-реконструкция сетей теплоснабжения, перевод их на новые режимы, внедрение новых материалов и технологий;

-строительство новых тепловых сетей;

-дальнейшее развитие энергосберегающих программ;

Теплоснабжение промышленных потребителей будет осуществляться от собственных новых котельных на газовом топливе.

Газоснабжение

Существующее положение. В настоящее время Шкотовское городское поселение не газифицировано природным газом, сжиженный газ используется потребителями в частном порядке.

В данный момент ведется строительство газотранспортной системы «Сахалин – Хабаровск – Владивосток». ОАО «Гипрониигаз» разработало «Схему газоснабжения и газификации Шкотовского муниципального района Приморского края». Схемой предполагается газоснабжение Шкотовского района от ГРС Артем посредством газопроводов высокого давления. Шкотовское городское поселение будет снабжаться природным газом высокого давления от газораспределительной системы.

Основными потребителями природного газа будут котельные, жилищно-коммунальный сектор и промышленные предприятия, размещаемые на территории поселения.

Годовой расход природного газа по Шкотовскому городскому поселению принят согласно Схеме газоснабжения Шкотовского района.

Годовой расход природного газа по Шкотовскому городскому поселению


п/п
Населенный пунктГодовой расход природного газа, млн. м3/год
Индивидуально-бытовые и коммунально-бытовые потребителиПромышленные предприятия и котельныеИтого
1пгт Шкотово14,45309,7324,15
 Итого14,45309,7324,15

 

Водоснабжение

Существующее положение. В настоящее время в Шкотовском городском поселении действует система централизованного водоснабжения, охват населения составляет ~ 60 %. Протяженность водопроводной сети – 7,6 км. (износ 85 %).

Хозяйственно-питьевое и техническое водоснабжение городского поселения осуществляется полностью за счет ресурсов подземных вод (скважинных водозаборов).

Основные проблемы водоснабжения городского поселения:

-высокий износ водопроводных сетей и водопроводного оборудования;

-недостаточный охват населения централизованным водоснабжением;

-отсутствие перемычки между скважинными водозаборами.

Проектные предложения

На данной стадии проектные предложения сводятся к определению расчетного водопотребления, уточнению источников водоснабжения и мероприятий по подаче воды.

Расчётные расходы воды

Расчётные расходы воды на нужды населения подсчитаны по нормативам СП 31.13330.2012 "СНиП 2.04.02-84*. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения". Благоустройство жилой застройки принято следующим:

-к концу расчетного срока вся застройка оборудуется внутренними системами водоснабжения и канализации;

-многоэтажный жилой фонд (существующий сохраняемый и проектируемый) подключается к системам централизованного горячего водоснабжения;

-существующий сохраняемый малоэтажный жилой фонд частично подключается к системам централизованного горячего водоснабжения либо оборудуется ванными и местными водонагревателями;

-усадебное жилой фонд оборудуется местными водонагревателями.

Удельные среднесуточные (за год) нормы водопотребления – qср, включают расходы холодной и горячей воды в жилых и общественных зданиях, а также в коммунальных предприятиях. Коэффициент суточной неравномерности водопотребления для определения максимальных расходов принят равным 1,2.

Удельные суточные нормы водопотребления

Тип застройкиУдельное хозяйственно-питьевое водопотребление на одного жителя среднесуточное (за год), л/сут
Первая очередьРасчетный срок
усадебная застройка180180
малоэтажный жилой фонд250250
многоэтажный жилой фонд (5-6 эт.)250250

 

Расходы воды на мойку улиц и полив зеленых насаждений из сети хоз-питьевого водопровода в поливомоечный сезон подсчитаны по нормативам СП 31.13330.2012 из расчёта 50л/сут на одного жителя, – эти расходы соответствуют максимально-суточным. Продолжительность поливомоечного периода совпадает, в среднем, с устойчивой температурой воздуха +10оС.

Сводные показатели расчетных расходов воды питьевого качества по системам водоснабжения городского поселения подсчитаны в таблицах №44 и №45 и составляют (округлённо):

на I очередь строительства

- среднесуточные (за год) 2,1 тыс. куб. м/сут

- в сутки максимального водопотребления 2,4 тыс. куб. м/сут

на расчётный срок

- среднесуточные (за год) 2,2 тыс. куб. м/сут

- в сутки максимального водопотребления 2,5 тыс. куб. м/сут

Расходы воды на пожаротушение от системы горводопровода подсчитаны в соответствии с требованиями СП 31.13330.2012 (СНиПа 2.04.02-84*). В расчётное количество одновременных пожаров включены и пожары на промышленных предприятиях, при этом для предприятий, имеющих технические водозаборы, дополнительное пожаротушение – от сети промводоснабжения.

Продолжительность тушения пожара – 3 часа; срок восстановления противопожарного запаса воды – не более 24 часов. Во время тушения пожара допускается сокращение расходов воды на технологические нужды промпредприятий, поливку и т. п. Неприкосновенный запас воды на пожаротушение хранится в резервуарах головных водопроводных сооружений. Пропуск противопожарных расходов должен учитываться при расчётах водопроводной сети.

Для ряда объектов повышенной ответственности (объекты энерго- и водоснабжения, пожарное депо, больницы и т. д. – перечень объектов по СНиП II-7-81*) следует предусматривать пожарные резервуары местного значения – эти резервуары в данном масштабе не показываются.

Дополнительное пожаротушение возможно из открытых водоёмов, для чего следует предусматривать устройство съездов, обеспечивающих забор воды автотранспортом.

Количество воды на нужды местной промышленности, обеспечивающей население продуктами, и неучтённые расходы приняты в размере 15 % (на первую очередь и расчетный срок) от суммарных расходов воды.

Расходы воды на пожаротушение


п/п
НаименованиеЕдиницы измерения1очередь/ расчётный срок
1234
1Расчётное количество жителейтыс. человек5,1/5,3
2Количество одновременных пожаровшт.1
3Расходы воды на наружное пожаротушение: – одного пожара (норматив) – всего (t-3часа)л/с куб. м15 162*1=162
4Расход воды на внутреннее пожаротушение (при нормативе на один пожар 2 струи по 5л/с, t-3 часа)куб. м108*2=216
5Суммарный расход воды на пожаротушение (п. 3+п. 4) -округлённокуб. м тыс. куб. м378 0,38

 

Зоны санитарной охраны

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологической надежности работы хозяйственно питьевого водопровода для хозяйственно-питьевых водозаборов предусматриваются зоны санитарной охраны (ЗСО).

ЗСО устанавливается в соответствии с действующими нормами – СанПиН 2.1. 4.1110-02 «ЗСО источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения».

Санитарные мероприятия на территории на территории зон и полос должны соответствовать действующим нормативам и, в основном, сводятся к следующему:

• На территории I пояса ЗСО (строгого режима) предусматривается планировка, ограждение и озеленение, сторожевая сигнализация. Запрещаются все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации водопровода. Здания должны быть оборудованы канализацией с отведением сточных вод в ближайшую систему либо на местные станции очистных сооружений, располагаемые за пределами первого пояса ЗСО с учетом санитарного режима на территории второго пояса. Границы акватории обозначаются предупредительными наземными знаками, буями и т. п.

• На территории II пояса ЗСО запрещается размещение складов ГСМ, ядохимикатов и минеральных удобрений, а также других объектов, которые могут вызывать микробное и химическое загрязнение источников водоснабжения. Не допускается отведение сточных вод в зоне водосбора источника водоснабжения, не отвечающих гигиеническим требованиям к охране поверхностных вод. Границы II пояса ЗСО на пересечении дорог, троп и пр. должны быть обозначены столбами со специальными знаками. Населенные пункты, располагаемые в зоне второго пояса, должны благоустраиваться (оборудованы канализацией, организован сбор и утилизация мусора, отвод поверхностного стока и т. д.). Выделение территорий для нового строительства следует регулировать с органами Госсанэпиднадзора.

• На территории III пояса ЗСО запрещается загрязнение промышленными отходами, нефтепродуктами, ядохимикатами.

• В пределах санитарно-защитных полос водоводов (20-50 м) должны отсутствовать источники загрязнения почвы и грунтовых вод (свалки, кладбища, скотомогильники и т. п.).

В соответствии с водным кодексом Российской Федерации и на основании правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 г. №17, установление границ водоохранных зон и защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками входит в перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Организация ЗСО должна предшествовать разработке ее проекта, в который включает:

а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;

б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;

в) правила и режим хозяйственного использования территории трех поясов ЗСО

Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждают органами исполнительной власти субьектов Российской Федерации.

Схема водоснабжения

Схема хозяйственно-питьевого водоснабжения пгт. Шкотово принята однозонной, противопожарной, низкого давления. Минимальный свободный напор в сети при максимальном водопотреблении для одноэтажной застройки принят не менее 10 м, а при большей этажности на каждый этаж добавляется 4 м. Свободный напор для отдельных высотных зданий (или их групп) обеспечивается насосными станциями подкачки. Для участков застройки с пониженными отметками земли водоподача должна осуществляться через регуляторы давления, для повышенных территорий при необходимости – насосными подкачки.

Водопроводная сеть трассируется по кольцевой схеме, оборудуется аварийными перемычками, на сети устанавливаются колодцы с пожарными гидрантами и прочей водопроводной арматурой.

Качество воды в сети хоз-питьевого водопровода должно соответствовать нормативам СанПиН 2.1. 4.1074-01 «Питьевая вода».

Основные мероприятия по развитию системы водоснабжения

№п/пНаименованиеОчередность
123
1.Реконструкция сетей водоснабжения (~1,5км)1очередь
2.Реконструкция и ввод в эксплуатацию насосных станций и водонапорных башен водоснабжения1очередь
3.Модернизация скважинных водозаборов1очередь
4.Прокладка перемычки между скважинными водозаборами1очередь
5.Реконструкция и строительство нагорных резервуаров1очередь
6.Развитие кольцевого водопровода, в соответствии с генеральным планом, ведомственными и производственными программами1очередь/ расчётный срок

 

Расходы воды питьевого качества на первую очередь


п/п
Благоустройство жилой застройки, удельные нормы водопотребленияПоказателиЕд. измеренияВСЕГО
12345
IРасходы на нужды населения
1Застройка зданиями, оборудованными внутренним водопроводом, канализацией и централизованным горячим водоснабжением qср = 250 л/сут/чел– населениетыс. чел.1,40
- ср. расходытыс. м3/сут0,35
- max расходытыс. м3/сут0,42
2жилой фонд с местными водонагревателями qср = 180 л/сут/чел-населениетыс. чел.3,70
- ср. расходытыс. м3/сут0,67
- max расходытыс. м3/сут0,80
 ИТОГО по п. I (1+2) -расходы воды на нужды населения- населениетыс. чел.5,10
- ср. расходытыс. м3/сут1,02
- max расходытыс. м3/сут1,22
IIРасходы воды на полив улиц и зеленых насаждений
 qmax = 50 л/сут/чел- населениетыс. чел.5,10
- ср. расходытыс. м3/сут0,26
IIIРасходы воды на нужды местной промышленноститыс. м3/сут0,15
 Суммарные расходы в целом по системе поселкового водопровода (пп. I+ II + III)- ср. расходытыс. м3/сут1,42
- max расходытыс. м3/сут1,63
IVСреднесуточное (за год) водопотребление на одного жителя округлённо- всего в том числе: – на хозпитьевые нужды (без учета промышленности)л/сут/чел279
л/сут/чел199

 

Расходы воды питьевого качества на расчетный срок


п/п
Благоустройство жилой застройки, удельные нормы водопотребленияПоказателиЕд. измеренияВСЕГО
12345
IРасходы на нужды населения
1Застройка зданиями, оборудованными внутренним водопроводом, канализацией и централизованным горячим водоснабжением qср = 250 л/сут/чел– населениетыс. чел.1,70
- ср. расходытыс. м3/сут0,43
- max расходытыс. м3/сут0,51
2жилой фонд с местными водонагревателями qср = 180 л/сут/чел-населениетыс. чел.3,60
- ср. расходытыс. м3/сут0,65
- max расходытыс. м3/сут0,78
 ИТОГО по п. I (1+2) -расходы воды на нужды населения- населениетыс. чел.5,30
- ср. расходытыс. м3/сут1,07
- max расходытыс. м3/сут1,29
IIРасходы воды на полив улиц и зеленых насаждений
qmax = 50 л/сут/чел- населениетыс. чел.5,30
- ср. расходытыс. м3/сут0,27
IIIРасходы воды на нужды местной промышленноститыс. м3/сут0,16
 Суммарные расходы в целом по системе поселкового водопровода (пп. I+ II + III)- ср. расходытыс. м3/сут1,50
- max расходытыс. м3/сут1,71
IVСреднесуточное (за год) водопотребление на одного жителя округлённо- всего в том числе: – на хозпитьевые нужды (без учета промышленности)л/сут/чел283
л/сут/чел202

 

Водоотведение

Существующее положение. В настоящее время в городском поселении действуют три локальные системы бытовой канализации, с отведением сточных вод (без чистки) на рельеф и в поверхностные водные объекты. 40%. Протяженность канализационной сети 3,5 км (износ – 85%).

Основные проблемы водоотведения городского поселения:

-высокий износ канализационных сетей и оборудования;

-отсутствие канализационных очистных сооружений;

-недостаточный охват населения централизованным водоотведением.

Проектные предложения

Проектные предложения на данной стадии сводятся к определению расчетных расходов сточных вод и, соответственно, к мощности очистных сооружений, трассировке основных уличных коллекторов от площадок нового строительства. Состав очистных сооружений, параметры сетей и сооружений, материалы труб и т. д. определяются на последующей стадии проектирования специализированной организацией после гидравлического расчёта системы. Двумя локальными системами канализации предусматривается практически 100 % охват территории городского поселения

Сводные показатели расчетных расходов стоков по системе водоотведения городского поселения подсчитаны в таблицах и составляют (округлённо):

на I очередь строительства

- среднесуточные (за год) 1,21 тыс. м3/сут

на расчётный срок

- среднесуточные (за год) 1,23 тыс. м3сут

Схема бытовой канализации поселка в целом на все этапы проектирования сохраняется по сложившейся структуре. На I-ую очередь и расчетный срок предусматривается развитие 2-х систем поселковой канализации со 100 % охватом территории на расчетный срок.

Ориентировочная планируемая производительность очистных сооружений к северу и к югу от железной дороги составляет 700 м3/сутки и 500 м3/сутки соответственно.

В системы канализации должны поступать стоки от жилых и общественных зданий, от коммунальных предприятий и промышленности. Загрязненные промстоки перед сбросом их в системы канализации должны проходить предварительную очистку на локальных (собственных) очистных.

Основные мероприятия по развитию системы водоотведения


п/п
НаименованиеОчередность
123
Реконструкция сетей водоотведения (~3,0 км)1очередь
Строительство канализационных очистных сооружений (2 площадки)1очередь
Развитие системы бытовой канализации, в соответствии с генеральным планом, ведомственными и производственными программами1очередь/ расчётный срок

 

Расход сточных вод на первую очередь


п/п
Благоустройство жилой застройки, удельные нормы водоотведения Показатели Ед. измерения ВСЕГО
1 2 3 4 5
I Расходы на нужды населения
1 Застройка зданиями, оборудованными внутренним водопроводом, канализацией и централизованным горячим водоснабжением qср = 250 л/сут/чел – население тыс. чел. 1,40
- ср. расходы тыс. м3/сут 0,35
2 жилой фонд с местными водонагревателями qср = 180 л/сут/чел -население тыс. чел. 3,70
- ср. расходы тыс. м3/сут 0,67
  ИТОГО по п. I (1+2) -расходы стоков от населения - население тыс. чел. 5,10
- ср. расходы тыс. м3/сут 1,02
II Расходы стоков от промышленности и сельхозпредприятий тыс. м3/сут 0,15
Суммарные расходы в целом по системе водоотведе-ния (пп. I+ II) - ср. расходы тыс. м3/сут 1,20
III Среднесуточное (за год) водоотведения на одного жителя округлённо. всего в том числе, от населения (без учета промышленности) л/сут/чел229
л/сут/чел199

 

Расход сточных вод на расчетный срок


п/п
Благоустройство жилой застройки, удельные нормы водоотведенияПоказателиЕд. измеренияВСЕГО
12345
IРасходы на нужды населения
1Застройка зданиями, оборудованными внутренним водопроводом, канализацией и централизованным горячим водоснабжением qср = 250 л/сут/чел– населениетыс. чел.1,7
- ср. расходытыс. м3/сут0,43
2жилой фонд с местными водонагревателями qср = 180 л/сут/чел-населениетыс. чел.3,60
- ср. расходытыс. м3/сут0,65
 ИТОГО по п. I (1+2) -расходы стоков от населения- населениетыс. чел.5,30
- ср. расходытыс. м3/сут1,07
IIРасходы стоков от промышленности и сельхозпредприятийтыс. м3/сут0,16
Суммарные расходы в целом по системе водоотведения (пп. I+ II)- ср. расходытыс. м3/сут1,2
IIIСреднесуточное (за год) водоотведения на одного жителя округлённо- всего в том числе: – от населения (без учета промышленности)л/сут/чел233
л/сут/чел202

 

Инженерная подготовка территории

Данный раздел в составе проекта Генерального плана Шкотовское городское поселение выполнен в соответствии с нормативными документами и требованиями:

1. СНиП 2.07.01-89* (СП 42.13330.2011, актуализированная редакция) Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений,

2. СНиП 2-04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения» (СП 32.13330.2012, в стадии актуализации),

3. СНиП 33-01-2003 «Гидротехнические сооружения. Основные положения проектирования (СП 58.13330.2012, актуализированная редакция),

4. СНиП 22-02-2003 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения проектирования (СП 116.13330.2012, в стадии актуализации),

5. СНиП 2.06.15-85. Инженерная защита территории от затопления и подтопления, (СП 104.13330.2012, в стадии актуализации),

6. СНиП 22-01-95 «Геофизика опасных природных воздействий» (СП 115.13330.2012, в стадии актуализации),

7. СНиП 111-10-75 Благоустройство территорий (СП 82.13330.2012, в стадии актуализации),

8. СНиП 2.06-07-87 Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения (СП 101.13330.2012, в стадии актуализации),

9. СНиП 11-04-2003 «Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации» (СП 111.13330.2012, в стадии актуализации),

10. Рекомендации по расчету систем сбора, отведения и очистки поверхностного стока с селитебных территорий, площадок предприятий и определению условий выпуска его в водные объекты (М, 2006г.).

Основными источниками исходных данных послужили архивные материалы Администрации Муниципального образования Шкотовское городское поселение, Схема территориального планирования Шкотовского муниципального района, материалы ранее выполненных проектов и иных программных документов (Краевая целевая программа "Защита от наводнений населенных пунктов, народнохозяйственных объектов, сельскохозяйственных и других ценных земель в Приморском крае»).

Проектные предложения по инженерной подготовке, инженерной защите территории муниципального образования выполнены в соответствии с архитектурно-планировочными решениями, учитывают геолого-литологические, гидрогеологические, гидрологические, климатические и пр. условия.

При разработке проектных предложений учитывались имеющиеся инженерные мероприятия по благоустройству территории, защите от опасных природных процессов.

В муниципальном образовании имеется ряд инженерно-строительных ограничений, связанных с развитием на данной территории неблагоприятных природных процессов, в том числе:

• Землетрясения (по картам A, B и С соответственно 7, 8 и 9 баллов).

• Затопление паводковыми водами р. Шкотовка редкой повторяемости.

По данным Росгидромета в Амурском бассейновом округе максимальный сток рек обусловлен выпадением интенсивных дождей (см. Схему).

В 2008 году наблюдались максимальные паводки на реках юго-восточного Приморья. Наибольший подъем уровня воды отмечался на р. Шкотовке. Максимальный уровень паводка р. Шкотовки превысил отметку опасного гидрологического явления (410 см) на 1,5м и достиг исторического максимума 560 см, обеспеченность паводка 1,4% (повторяемость – 1 раз в 70 лет). Наблюдалось подтопление домов, с/х полей, автодорог в пгт. Шкотово. На р. Суходоле наблюдался подъем уровня на 3 м до отметки 336 см, уровни достигли отметки неблагоприятного гидрологического явления (320 см). Отмечалось подтопление отдельных домов с. Романовка.

• Заболачивание и заторфовывание территории, расположенной в междуречье рек Шкотовка и Артемовка. Мощность торфа не превышает 2м.

• Сложный резко пересеченный рельеф, с уклонами поверхности более 20%, что осложняет условия строительства.

Цель настоящего раздела – на основании анализа инженерно-строительных ограничений предусмотреть комплекс мероприятий по инженерной подготовке и защите территории пгт. Шкотово с целью обеспечения стабильных и бесстрессовых условий функционирования, повышения уровня общего благоустройства территории.

Проектом предусматриваются следующие мероприятия:

• Защита от затопления паводковыми водами,

• Организация водоотведения поверхностного стока и его очистка,

• Благоустройство водных объектов,

• Вертикальная планировка территории,

• Обустройство зоны отдыха, благоустройство пляжа.

Проектное решение

1. Защита от затопления паводковыми водами

Пгт. Шкотово расположен на берегу р. Шкотовка, впадающей с севера в Уссурийский залив Японского моря.

Основные реки Шкотовского района – Петровка, Суходол, Шкотовка и Артёмовка. Большая часть рек – малые, длиной менее10км.

Река Шкотовка. Верхняя и левобережная часть бассейна реки расположена в отрогах хребта Большой Воробей, правобережная часть находится в пределах Шкотовского плато. Пойма реки преимущественно двухсторонняя, преобладающей шириной 0,7-1,3км, в верхнем течении до 150м, в районе п. Шкотово – 300м. Поверхность поймы изрезана протоками, балками и сухими руслами, на приустьевом участке имеется много озер-стариц. Русло реки умеренно извилистое и умеренно разветвлённое, ширина 10-15м, наибольшая ширина 70м в устьевой части. Плесы и перекаты чередуются через 0,1-0,3км, в приустьевом участке черех1,0-1,5км

Река Артёмовка. Северная и западная граница бассейна проходит по высотам хребта Дадян-Шань и его отрогам, восточная – по хребту Междуречному. Пойма преимущественно двухсторонняя до устья р. Суворовки шириной 50-500м, ниже 0,8-1,0км. Поверхность поймы пересечена ложбинами, руслами ручьев, староречьями, местами покрыта лесом, часть занята под сельскохозяйственные угодья.

Водный режим рек изучается на водпостах Управления по гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды Росгидромета по Приморскому краю. В пшт. Шкотово имеется водпост наблюдений на расстоянии 2.9км от устья. Отметка «0» графика составляет 0.50м БС.

Годовой ход уровня воды характеризуется чередованием резких подъемов и спадов в теплую часть года (весенне-летне-осенние паводки) и сравнительно низким и устойчивым стоянием во время зимнего периода, которые для большинства рек являются наинизшими в году.

Весенний подъем уровней воды приурочены к апрелю-началу мая и как правило носят смешанный характер. Высота подъёма уровней составляет:

• на рр. Шкотовке, Суходоле, Петровке в среднем 0,8-1,0м

• на р. Артёмовке – верховье до 2,5м,

• на остальных участках 1,5-1,8м.

За период с мая по октябрь на реках проходит от 2 до 6-8 дождевых паводков, высота которых в среднем 0,0-1,2 м. а максимальная высота 2,5-3,8м. Средняя продолжительность паводков до 20 дней, наибольшая 30-40 дней.

Во время прохождения паводков продолжительность подъема уровня воды не превышает 2-8 дней и лишь в отдельные годы увеличивается до 10-20 дней. Спад уровня более растянут – до 15-30 дней. Интенсивность подъема колеблется от 0,3 до 5,0м/сутки. Наивысшие уровни наблюдаются в июле-августе.

Многолетняя амплитуда колебаний уровней составляет:

• на р. Шкотовке – 4,14м,

• на р. Артёмовке с. Ново-Хатиничи – 2,86 м, п. Штыково – 4,32 м.

Особенностью водного режима рек Приморья являются периодически повторяющиеся наводнения, приносящие огромный ущерб народному хозяйству.

Наибольшие уровни на р. Шкотовка в створе наблюдений

Название водотокаНаселённый пунктОтметка «0» графика м. БСМаксимальные уровни
см. над «0» графикаотметка м. БС
12345
Шкотовкап. Шкотово0,50м. БС4344,84

 

Исторический максимум уровня паводков р. Шкотовки может достигать 560см, что составляет обеспеченность 1,4%.

Согласно сведениям Паспорта безопасности Шкотовского городского поселения (Администрация МО, 2006) территория поселка может быть подвержена затоплению. В зону затопления входят улицы, расположенные вдоль р. Шкотовка: ул. 1-го мая, ул. Ленинская (начало до ж\д переезда), ул. Комсомольская. ул. Набережная

В Приморском крае разработана и реализуется краевая целевая программа (КЦП) «Защита от наводнений населенных пунктов, народнохозяйственных объектов, сельскохозяйственных и других ценных земель в Приморском крае (на 2003 – 2010годы) (с изменениями). В рамках КЦП были намечены следующие мероприятия (таблица 50):

Мероприятия КЦП «Защита от наводнений населенных пунктов, народнохозяйственных объектов, сельскохозяйственных и других ценных земель в Приморском крае (на 2003 – 2010 годы)

Таблица №2


пп
Мероприятие *)Состав мероприятийНаличие ПСДПримечание
12345
1Регулирование русла р. Шкотовки для защиты от затопления населенных пунктов и сельхозугодий Шкотовского района (Новороссия, Новая Москва)строительство защитных дамб, берегоукрепительных сооружений и водосборных каналов для защиты селдокументация по защите с. Новороссии разработана в 2001 году 
2Защита от наводнений населенных пунктов и сельхозугодий в нижнем бьефе водохранилища на р. Артемовке Шкотовского районастроительство защитных дамб, берегоукрепительных сооружений и водосборных каналовустановленный срок разработки проекта – 2004 год 
*) Предложения для включения в Федеральную адресную инвестиционную программу

 

Проектом предусматривается комплекс мероприятий по защите пгт. Шкотово от затопления, включая следующие:

­ Регулирование русла р. Шкотовка, дноуглубление на участке от населенного пункта вверх против течения на протяжении ориентировочно 3200 м (рекомендуется на I очередь). При этом возможно увеличить пропускную способность русла реки, тем самым уменьшить слой затопления.

­ Строительство защитной дамбы обвалования. Строительство защитной дамбы на данной стадии проектирования носит рекомендательный характер. Ориентировочно протяженность дамбы может составить около 4,2 км, при этом контур замыкается в восточной части – на ж/д полотно (на незатопляемых отметках – 5,3 – 5,5мБС), далее вдоль р. Шкотовка, в западной части – на существующую а/д (с поднятием отметок до незатопляемого уровня) с замыканием на сопку. За расчетную отметку затопления взята отметка затопления – 4,84м БС. Высоту гребня дамбы следует предусматривать на 0,5 м выше отметки 1 % затопления. В условиях пониженного рельефа дамба должна иметь придамбовый дренаж, пересечения с ручьями – должны быть оборудованы шлюзами-регуляторами и насосными станциями по перекачке поверхностного стока (ориентировочно – 2 шт). Данные мероприятия отнесены на расчетный срок проекта.

Принятие решений по строительству защитных сооружений будет возможным после уточнения расчетной отметки 1 % затопления р. Шкотовка и составления проектно-сметной документации инженерных сооружений.

Организация водоотведения поверхностного стока и его очистка

Организация поверхностного стока в комплексе с вертикальной планировкой является одним из основных мероприятий по инженерной подготовке территории.

В настоящее время на территории городского поселения водосточная сеть практически отсутствует. В пгт. Шкотово имеются на отдельных участках каналы, ж/б лотки (данные о составе и техническом состоянии отсутствуют).

Основные принципы к организации системы дождевой канализации следующие:

­ проектом предусматривается раздельная система водоотведения хозяйственно-бытовых и дождевых стоков;

­ принцип водоотведения поверхностного стока и очистки его – централизованный, по бассейнам стока, с очисткой стоков на очистных сооружениях дождевой канализации различного типа;

­ очистные сооружения дождевой канализации предусматриваются закрытого типа;

­ экологическая ориентированность на сохранение и благоустройство водотоков и водоемов, обеспечением возможности организации зоны отдыха с благоустройством пляжа.

Проектом предусматривается организация системы дождевой канализации в составе водостоков (преимущественно – открытые лотки), очистных сооружений.

Водосточная сеть предусмотрена преимущественно открытая самотечная (бетонные лотки и придорожные кюветы). Водоотведение осуществляется сетью открытых лотков трапецеидального сечения 0.6x0.6м. Водоотводные лотки проектируются из сборных железобетонных элементов. В местах пересечения лотков, канав с проезжими частями улиц, въездами в микрорайоны и тротуарами предусмотрена укладка плит перекрытия или железобетонных труб.

Очистные сооружения секционные закрытого типа с возможностью наращивания мощности за счет увеличения числа секций, при малых расходах – возможны ОС кассетного типа.

В состав очистных сооружений могут входить следующие модули – горизонтальные отстойники, кассетные съемные фильтры с синтетическим заполнителем (1 ступень), площадной песчано-гравийный фильтр (2 ступень) и пр. Перед очистными сооружениями устраиваются специальные разделительные камеры, которые отделяют загрязненную часть поверхностного стока и направляют на очистные сооружения. При этом очистке должно подвергаться не менее 70 % поверхностного стока. Пиковые расходы, относящиеся к наиболее интенсивной части дождя и наибольшему стоку талых вод, сбрасываются в водоем без очистки.

В настоящее время имеется большое количество научно-производственных предприятий (ЗАО «Севзапналадка», «Ростовводоканал», «Экопром», научно-инженерный центр «Потенциал-2», фирма «OyLabkoAb» (Финляндия) и другие), специализирующихся на разработке технологий очистки ливневых вод, производстве установок и станций полной заводской готовности различной производительности и степени очистки.

Современные установки и станции очистки имеют много преимуществ: минимальные габариты, компактность, простоту и надежность в эксплуатации, высокую автоматизацию. Очищенные до нормативно чистых стоки возможно использовать для промышленно-технических целей, полива зеленых насаждений.

На отдельных коротких участках водостоков при выпусках в водоприемники можно устраивать колодцы-отстойники, оборудованные приемником для взвешенных частиц, мусороудерживающими решетками и нефтеулавливающими фильтрами.

В соответствии со СП 32.13330.2012 зона санитарного разрыва от застройки очистных сооружений открытого типа – 100м, закрытого -50 м. В проекте предлагаются очистные сооружения модульного типа (закрытые), либо кассетные отстойники (при незначительных площадях водосборных бассейнов).

Территория пгт. Шкотово условно разделена на 3 водосборных бассейна, в пределах которых осуществляется водоотведение поверхностного стока и его очистка. На участках площадью менее 20га возможно осуществлять сброс стоков без очистки.

В таблице 51 приведены ориентировочные объемы работ по организации дождевой канализации. Предусмотрено, что каждый выделенный водосборный бассейн обслуживается очистными сооружениями.

В проекте дана принципиальная схема отвода и очистки поверхностного стока, соответствующая масштабу и стадии проектирования.

Гидравлические расчеты очистных сооружений, которые включают определение расчетных расходов загрязненной части стока дождевых и талых вод, уточнение границ водосборных площадей, расчетные концентрации загрязнений поверхностных вод, определение степени очистки стоков, должны выполняться отдельной организацией на стадии специального проекта.

Правильно организованная система водоотведения поверхностного стока, дополненная при необходимости локальными дренажами, позволит не допустить подтопления территории, будет способствовать организованному водоотводу поверхностных и талых вод с проезжих частей, внутриквартальных площадей.

Для оптимизации работы системы поселкового канализационного хозяйства требуется провести по возможности полную инвентаризацию водосточной сети, определить балансодержателя дождевой канализации, разработать муниципальную программу по ее строительству и реконструкции.

Поверхностные воды с территорий существующих и проектируемых промышленно-коммунальных зон и промышленных объектов перед выпуском в поселковую систему дождевой канализации должны проходить предварительную очистку на собственных очистных сооружениях до нормативов, предусмотренных соответствующими нормами и согласованных с ТУ Роспотребнадзор по Приморскому краю.

Кроме собственно водосточной сети в проекте предусмотрены к строительству нагорные каналы для защиты жилой и общественной застройки от боковой приточности со стороны предгорных склонов.

Основные объемы работ по организации системы водоотведения поверхностного стока и его очистке:

- водостоки – 30 км, в том числе на I очередь – 17 км,

- нагорные каналы – 1,8 км, в том числе на I очередь – 1,2 км,

- очистные сооружения – 3шт (I очередь).

Благоустройство водных объектов

В соответствии с проектными решениями предусматривается обустройство парковых зон с расчисткой и комплексным благоустройством малых прудов. Всего рекомендовано к расчистке 4 пруда общей площадью 1,5 га (на расчетный срок проектирования)

Вертикальная планировка территории

Вертикальная планировка территории является одним из основных мероприятий, обеспечивающих водоотведение поверхностного стока с внутриквартальных пространств, водопонижение уровня грунтовых вод, поддержания нормы осушения.

В связи с достаточно сложными инженерно-геологическими условиями территории (круто наклонный рельеф – на сопках и практически плоский – в междуречье рек с развитием процессов заболачивания и заторфовывания), строительство ведется на рельефе – с террасированием, на плоском рельефе – преимущественно с предварительной вертикальной подготовкой (подсыпкой), автодороги- также в подсыпках.

С учетом проектных решений по освоению новых территорий предусматриваются мероприятия по организации рельефа, в том числе: вертикальная планировка территории (подсыпка) в южной части поселка и уположение рельефа с террасированием склонов (в западной части). Общая площадь составит 2.6га. Ориентировочный слой подсыпки принимается 0.3м, потребный объем грунта – ориентировочно 8 тыс. м3 (на расчетный срок).

Обустройство зоны отдыха, благоустройство пляжа

В соответствии архитектурно-планировочными решениям проектом предусматриваются к реализации следующие инженерно-технические мероприятия по обустройству зоны отдыха в долине р. Шкотовка:

- зона кратковременного отдыха в долине р. Шкотовка на площади около 5га – мероприятия общепланировочного характера, включая:

- организация тропиночной сети, планировочные мероприятия, организация функциональных зон,

- водоотведение поверхностного стока сетью открытых лотков,

- локальные подсыпки под рекреационные объекты,

- благоустройство пляжной зоны:

- расчистка пляжной полосы на участке ориентировочно 100п. м,

- оснащение объектами пляжного отдыха.

Данные мероприятия предусматриваются на I очередь строительства.

В таблице приведены основные объемы работ по инженерной подготовке и защите территории Шкотовского городского поселения.

Основные объемы работ по инженерной подготовке и защите территории


пп
МероприятиеЕд. изм.Количество
Проект / в т. ч. I очередь
1234
1Защита от затопления:  
1.1Расчистка, дноуглубление р. Шкотовкакм3.2 / 3.2
1.2Защитная дамба обвалования*)км4.2 / -
2Организация водоотведения поверхностного стока и его очистка (дождевая канализация):  
2.1Открытые лоткикм30 / 17
2.2Очистные сооруженияшт3 / 3
2.3Нагорные каналыкм1.8 / 1.2
3Благоустройство водных объектовга 
3.1Расчистка прудовга1.5 / -
4Вертикальная планировка территориига / тыс. м32.6 / 8 – / -
5Обустройство зоны отдыхага- / 25
5.1рекреационная зона (с пляжем) в т. ч пляжга га5 /5 0.3 / 0.3
*) решение о необходимости строительства защитной дамбы будет приниматься после уточнения расчетной отметки затопления паводками 1% обеспеченности и разработки ПСД инженерного объекта

 

Связь

В настоящее время населению Шкотовского района пгт. Шкотово предоставляются следующие основные виды телекоммуникационных услуг:

телефонная связь; услуги сети сотовой связи; почтовая связь; телерадиовещание; радиотелефонная связь; ООО «РЖД» Дистанция сигнализации и связи. Уровень цифровизации одного из основных операторов района ОАО «Ростелеком» низкий, необходимо предусмотреть постепенную модернизацию сетей. В пгт. Шкотово расположена АТС УМСД: тип оборудования Honet SoftSX, задействованная емкость 544, монтированная емкость 471.

Оператор телефонной связи ОАО «Ростелеком». В настоящее время население пгт. Шкотово составляет 5043 человека.

Коэффициент семейности «3». Потребное количество телефонов в жилых зданиях принято из расчета 1 телефон в 1 квартиру. Количество телефонов в общественных зданиях: 20 % от числа телефонов в квартирном секторе. Таксофоны: 4 телефона-автомата на 1000 жителей.

Расчетные данные о необходимости числа телефонов на данный момент:

Существующую АТС на 544 номеров заменить на современную цифровую АТС МС-240.

В пгт. Шкотово требуется прокладка оптико-волоконного кабеля, для предоставления населению телекоммуникационных услуг. В пгт. Шкотово оператор телефонной связи ОАО «Ростелеком».

На расчетный срок – население 5300 человек. Количество телефонов:

Предусматривается цифровая АТС МС-240, заложенная на расчетный срок.

Сотовая связь

В настоящее время в пгт. Шкотово темп роста услуг сотовой связи достиг больших объемов. За последний год оно увеличилось на 14%. Сотовая связь способствует значительному расширению спектра предоставляемых услуг населению. Уровень покрытия территории сетями сотовой связи достиг 68%. Операторы сотовой связи МТК, Мегафон, МТС, Билайн, Акос.

Телевидение и радиовещание

Основным оператором телевизионного вещания являются «Российская телевизионная и радиовещательная сети». Данные по передающим системам:

- канал телевизионного вещания – ОРТ, РТР;

- канал радиовещания – Радио России.

Перспективой развития телевещания является переход на цифровое телевидение. Согласно ФЦП «Концепция развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008-2015 годы» происходит подготовка к работе в цифровом формате. Продолжается внедрение стандарта DVB.

Интернет

В настоящее время в пгт. Шкотово существует доступ к сети Интернет. В пгт. Шкотово установлены операторы Мегафон и Билайн. Кроме того, после внедрения цифровых телефонных станций будет обеспечена работа с факс-аппаратами, модемами и аппаратурой передачи данных.

Почтовая связь

Основным оператором по оказанию услуг почтовой связи на территории пгт. Шкотово является Управление Федеральной почтовой связи – филиал ФГУП «Почта России». В пгт. Шкотово расположены 2 отделения почтовой связи. В настоящее время почтовая связь развивается динамично. В почтовых отделениях связи, кроме услуг почтовой связи, происходит развитие услуг передачи данных.

Индикаторы реализации мероприятий Программы

Основными целевыми индикаторами реализации мероприятий Программы комплексного развития в части системы теплоснабжения потребителей поселения являются:

1. Применение высокоэффективных теплоизоляционных материалов энергосберегающих технологий и современных приборов учета электроэнергии, газа, тепла, воды, электроэнергии;

2. Реконструкция котельных путем установки нового котельного оборудования, систем автоматики, сигнализации, с установкой современных котлов и систем водоочистки;

3. Применение систем индивидуального (автономного) теплоснабжения в существующей малоэтажной застройке и в проектируемой застройке, на мелких предприятиях и общественных зданиях.

Основными целевыми индикаторами реализации мероприятий программы комплексного развития системы водоснабжения потребителей поселения являются:

1. Реконструкция ветхих водопроводных сетей и сооружений;

2. Обеспечение централизованной системой водоснабжения существующих районов жилой застройки;

3. Строительство водоочистных сооружений в населенных пунктах поселения;

4. Обеспечение централизованной системой водоснабжения районов жилой застройки поселения.

5. Устройство для нужд пожаротушения подъездов с твердым покрытием для возможности забора воды пожарными машинами непосредственно из водоемов;

6. Основными целевыми индикаторами реализации мероприятий программы комплексного развития системы водоснабжения потребителей поселения являются:

1. Прокладка сетей высокого давления потребителям по территории существующей застройки Шкотовского городского поселения.

2. Подключение котельных расположенных на территории поселения к газоснабжению.

7. Система сбора и вывоза твердых бытовых отходов.

Основными целевыми индикаторами реализации мероприятий программы комплексного развития системы сбора и вывоза твердых бытовых отходов потребителей поселения, являются:

1. Выявление несанкционированных свалок с последующей рекультивацией территории находящейся под ней;

2. Приобретение мусорных контейнеров и оборудование площадок для сбора мусора (твердое покрытие, ограждение);

8. Основными целевыми индикаторами реализации мероприятий программы комплексного развития системы водоотведения потребителей поселения являются:

1. Поэтапное строительство новых канализационных сетей в неканализированных районах поселения.

2. Строительство очистных сооружений в Шкотовском городском поселении.

9. Система электроснабжения. Основными целевыми индикаторами реализации мероприятий программы комплексного развития системы электроснабжения потребителей поселения являются:

1. Внедрение современного электроосветительного оборудования, обеспечивающего экономию электрической энергии;

5. Механизм реализации программы и контроль за ходом ее выполнения

Реализация Программы осуществляется Администрацией Шкотовского городского поселения. Для решения задач программы предполагается использовать средства федерального бюджета, краевого бюджета, в т. ч. выделяемые на целевые программы Приморского края, средства местного бюджета, собственные средства предприятий коммунального комплекса.

Пересмотр тарифов на ЖКУ производится в соответствии с действующим законодательством.

В рамках реализации данной программы в соответствии со стратегическими приоритетами развития Шкотовского городского поселения, основными направлениями сохранения и развития коммунальной инфраструктуры будет осуществляться мониторинг проведенных мероприятий и на основе этого осуществляется корректировка мероприятий Программы.

Исполнителями программы являются администрация Шкотовского городского поселения и организации коммунального комплекса.

Контроль за реализацией Программы осуществляет по итогам каждого года Администрация Шкотовского городского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края и депутатов Шкотовского городского поселения.

Изменения в программе и сроки ее реализации, а также объемы финансирования из местного бюджета могут быть пересмотрены Администрацией поселения по ее инициативе или по предложению организаций коммунального комплекса в части изменения сроков реализации и мероприятий Программы.

6. Оценка эффективности реализации программы

Основными результатами реализации мероприятий в сфере ЖКХ являются:

- модернизация и обновление коммунальной инфраструктуры поселения;

- снижение эксплуатационных затрат предприятий ЖКХ;

- улучшение качественных показателей воды;

- устранение причин возникновения аварийных ситуаций, угрожающих жизнедеятельности человека.

Наиболее важными конечными результатами реализации программы являются:

- снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры;

- снижение количества потерь воды;

- снижение количества потерь тепловой энергии;

- повышение качества предоставляемых услуг жилищно-коммунального комплекса;

- обеспечение надлежащего сбора и утилизации твердых и жидких бытовых отходов;

- улучшение санитарного состояния территорий поселения;

- улучшение экологического состояния окружающей среды.