Программа комплексного развития социальной инфраструктуры Шкотовского городского поселения на период 2020-2030 годы

Версия для печати
Дата документа: 
31.12.2019

Приложение
к постановлению администрации
Шкотовского городского поселения
31.12.2019 г. №389

 

Программа комплексного развития социальной инфраструктуры Шкотовского городского поселения на период 2020-2030 годы

 

Введение

Социальная инфраструктура – система необходимых для жизнеобеспечения человека объектов, коммуникаций, а также предприятий, учреждений и организаций, оказывающих социальные и коммунально-бытовые услуги населению, органов управления и кадров, деятельность которых направлена на удовлетворение общественных потребностей граждан соответствующих установленным показателям качества жизни. Социальная инфраструктура объединяет жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование, культуру и искусство, физкультуру и спорт, торговлю и общественное питание, бытовые услуги. Целесообразное разделение функций управления между органами власти различных уровней определяется главным критерием функционирования социальной сферы – улучшением условий жизни населения. Развитие и эффективное функционирование объектов, входящих и социальную инфраструктуру, их доступность – важное условие повышения уровня и качества жизни населения страны. На муниципальном уровне услуги социальной сферы доводятся непосредственно до потребителя. На федеральном уровне и на уровне субъектов федерации создаются условия для их реализации. На федеральном уровне определяются роль и приоритеты федеральной власти в обеспечении жильем и услугами всех отраслей. Воплощением их должны стать федеральная концепция развития отраслей социальной сферы и гарантируемые государством минимальные социальные стандарты, реализуемые на уровне муниципальных образований как часть стратегии комплексного развития территории. Функции социальной инфраструктуры определяются и подчинены целям социального и экономического развития общества – достижению социальной однородности общества и всестороннему гармоничному развитию личности. К наиболее значимым целевым функциям социальной инфраструктуры можно отнести:

-создание условий для формирования прогрессивных тенденций в демографических процессах;

-эффективное использование трудовых ресурсов;

-обеспечение оптимальных жилищно-коммунальных и бытовых условий жизни населения;

-улучшение и сохранение физического здоровья населения;

-рациональное использование свободного времени гражданами. Основной целью функционирования объектов социальной инфраструктуры является полноценное и всестороннее развитие личности человека путем удовлетворения его бытовых, духовных и культурных потребностей. Развитие отраслей социальной инфраструктуры учитывает основные задачи социальной политики, направленной на улучшение качества жизни населения, повышение уровня его благосостоянии и долголетия, формирование и воспроизводство здорового, творчески активного поколения. К ним относится прежде всего решение жилищной проблемы, ликвидация коммунального заселения, удовлетворение растущих потребностей населения в качественном жилье; повышение уровня и качества развития социальной инфраструктуры, создание культурной сферы жизнедеятельности человека; улучшение экологических условий жизни и труда; повышение профессионального уровня работников, как базы увеличения производительности труда и роста объема товаров и услуг; создание гарантий социальной защищенности всех групп населения, в том числе молодежи и пенсионеров; удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах при повышении уровня платежеспособности населения. Основные функции инфраструктуры муниципального образования заключаются в:

- обеспечении и удовлетворении инфраструктурных потребностей населения муниципальных образований;

- обеспечении инфраструктурной целостности муниципального образования. Решающее значение для совершенствования межбюджетных отношений и обеспечения государственной поддержки местных бюджетов имеет система государственных минимальных социальных стандартов, которая служит нормативной базой и инструментом для расчета бюджетной потребности и оценки фактического исполнения бюджетов различных уровней. Характеристика социальной инфраструктуры является основной входной информацией, используемой для целей расчета бюджетной потребности. Основные составляющие характеристики – численность работающих, обучающихся, воспитанников, обслуживаемых, занимаемая площадь и уровень ее благоустройства. Характеристики формируются в разрезе отраслей, типов и видов учреждений отрасли, в разрезе территорий региона. Прогнозирование развития социальной инфраструктуры опирается на анализ демографической ситуации на территории, процессов рождаемости и смертности, миграции населения, анализ структуры населения, поскольку основная цель социальной инфраструктуры – это удовлетворение потребностей населения. Программой установлен перечень мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры муниципального образования, которые предусмотрены государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования, планом мероприятий по реализации стратегии социально-кономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана), планом и программой комплексного социально-экономического развития муниципального образования, инвестиционными программами субъектов естественных монополий, договорами о развитии застроенных территорий, договорами о комплексном освоении территорий, иными инвестиционными программами и договорами, предусматривающими обязательства застройщиков по завершению в установленные сроки мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры. Таким образом, Программа является прогнозно-плановым документом, во- первых, формулирующим и увязывающим по срокам, финансовым, трудовым, материальным и прочим ресурсам реализацию стратегических приоритетов муниципального образования, во-вторых, формирующим плановую основу взаимодействия членов местного сообщества, обеспечивающего и реализацию стратегических приоритетов, и текущее сбалансированное функционирование экономического и социального секторов муниципального образования.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

НаименованиеПрограмма комплексного развития социальной инфраструктуры Шкотовского городского поселения на период 2020- 2030 годы
Основание для разработки Программы1. Градостроительный кодекс Российской Федерации; 2. Федеральный закон от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; 3. Постановление Правительства РФ от 01 октября 2015 года №1050 «Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов»; 4. Распоряжение от 19.10.1999 года №1683-р «Методика определения нормативной потребности субъектов РФ в объектах социальной инфраструктуры»; 5. СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»; 6. Распоряжение Правительства РФ от 03.07.1996 года №1063-р «О Социальных нормативах и нормах».
Заказчик и разработчик программыАдминистрация Шкотовского городского поселения
Цели и Задачи Программы- безопасность, качество и эффективность использования населением объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа; – доступность объектов социальной инфраструктуры муниципального образования для населения в соответствии с нормативами градостроительного проектирования соответственно поселения или городского округа; – сбалансированное, перспективное развитие социальной инфраструктуры муниципального образования в соответствии с установленными потребностями в объектах социальной инфраструктуры; – достижение расчетного уровня обеспеченности населения муниципального образования услугами в соответствии с нормативами градостроительного проектирования; – эффективность функционирования действующей социальной инфраструктуры.
Целевые индикаторы и показателиРазвитие сети объектов социальной инфраструктуры городского поселения с увеличением мощностей: – дошкольные образовательные организации – до 220 мест; – общеобразовательные организации – до 750 учащихся; – учреждения здравоохранения – до 30 коек; – Физкультурно-спортивные сооружения – до 18 ед; – учреждения культуры клубного типа – до 400 мест.
Сроки и этапы реализации ПрограммыМероприятия Программы охватывают период 2020 – 2025 годы и на перспективу до 2030 года. Мероприятия и целевые показатели (индикаторы), предусмотренные программой, рассчитаны на первые 5 лет с разбивкой по годам, а на последующий период (до окончания срока действия программы) – без разбивки по годам.
Объемы и источники финансового обеспечения ПрограммыОбщий объем финансирования Программы составляет в 2020 – 2030 годах – _______ тыс. рублей за счет бюджетных средств разных уровней и привлечения внебюджетных источников. Бюджетные ассигнования, предусмотренные в плановом периоде 2020 – 2030 годов, могут быть уточнены при формировании проекта местного бюджета. Объемы и источники финансирования ежегодно уточняются при формировании бюджета муниципального образования на соответствующий год. Все суммы показаны в ценах соответствующего периода.
Мероприятия запланированные ПрограммойПрограмма включает первоочередные мероприятия по созданию и развитию социальной инфраструктуры, повышению надежности функционирования этих систем и обеспечению комфортных и безопасных условий для проживания людей в Шкотовском городском поселении.
Ожидаемые результаты реализации ПрограммыДостижение нормативного уровня обеспеченности населения учреждениями образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта.

 

ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ШКОТОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

Характеристика климата Шкотовского городского поселения приведена по метеорологической станции Штыково.

Климат Шкотовского городского поселения умеренно-континентальный, имеет ярко выраженный муссонный характер. Лето теплое влажное, со значительным количеством осадков; зима ясная, холодная и более сухая.

Самый холодный месяц в году январь со среднемесячной температурой –16,5°С. Абсолютный минимум равен -38°С. Переход среднесуточной температуры к положительным температурам происходит в начале апреля.

Весна наступает очень бурно. Нарастание температуры воздуха от марта к апрелю здесь достаточно велико (около 8°С).

Самый тёплый месяц – август, со среднемесячной температурой +20,3°С. Абсолютный максимум +37°С. Переход к среднесуточной температуре выше +10°С осуществляется в середине мая.

Осенью после дождливого лета устанавливается ясная сухая и тёплая погода, часто при полном безветрии с сухим и прозрачным воздухом. Периоды сухой солнечной погоды сравнительно тёплой днём и с заморозками ночью нередко продолжаются до двух недель и больше.

Режим увлажнения на территории Шкотовского городского поселения носит муссонный характер и имеет резко выраженную сезонность. В течение всего года атмосферные осадки обуславливаются главным образом муссонной циркуляцией атмосферы, ее сезонными изменениями. Годовое количество осадков составляет 635 мм. Летние осадки, в период с апреля по октябрь, составляют 85 % годовой суммы осадков, с максимумом в августе, сентябре.

Ветровой режим территории также обусловлен муссонной циркуляцией атмосферы. Следует отметить, что направление основного ветрового потока значительно изменяется под влиянием орографии местности. Ниже, на рисунке 1, приведены розы ветров по метеостанции Штыково. Зимой преобладающим является северо-западное (45%) и северное (26 %) направление ветров, летом – юго-западное (45 %).

 

 ССВВЮВЮЮЗЗСЗ
Год1431142101946
Январь26451711217
Июль31463214562

 

Рис. 1

В течение года преобладают слабые и умеренные ветры. Среднегодовая скорость ветра составляет 2,8 м/сек. Увеличение скоростей ветра отмечается в январе, феврале.

По строительно-климатическому районированию территория Шкотовского городского поселения относится к зоне 1В. Расчётная температура самой холодной пятидневки –27°С. Продолжительность отопительного периода составляет 208 дней. Среднее число дней с температурой равной и выше +10°С составляет 140 дней, а сумма температур за этот период равна 2194°С.

Опасные явления погоды

К опасным явлениям погоды, наблюдающимся на территории Шкотовского городского поселения, которые могут наносить значительный ущерб, относятся снегопады и метели, сопровождающиеся сильными ветрами, туманы, грозы, град.

Число дней с неблагоприятными метеорологическими условиями составляет:

- с сильным ветром (>15м/сек) – 4 дня в году;

- с метелью – в среднем 6 дней в году;

- с туманами – 38 дней в году;

- с грозами – 11 дней в году;

- с градом – 0,7 дней в году.

Влияние метеорологических условий на состояние атмосферы

На территории Шкотовского городского поселения наблюдаются неблагоприятные климатические условия для рассеивания примесей в атмосферном воздухе.

Потенциал загрязнения атмосферы – высокий.

Степень загрязнения атмосферного воздуха в различные сезоны зависит от приземных инверсий. В переходные сезоны (весной и осенью) устанавливается устойчивый западный перенос воздуха. Поэтому весной и осенью (апрель – май, октябрь – ноябрь) повторяемость умеренных и сильных ветров значительно увеличивается, застойных процессов не происходит и, как следствие, не накапливаются загрязняющие вещества в воздухе.

Зимой особенно в декабре – январе преобладает антициклональный тип погоды со слабыми ветрами, инверсиями и, как следствие, туманами. Такие процессы препятствуют перемешиванию воздуха и способствуют накоплению загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы.

Летом, несмотря на усиление атмосферной циркуляции, частое образование туманов и инверсий в приземном слое, длительные застойные процессы, приводящие к устойчивым периодам загрязнения приземного воздуха, происходят реже. Днем термическая конвекция создает турбулентность воздуха, что приводит к рассеиванию загрязняющих веществ в приземном слое. Очищению воздуха от загрязняющих веществ способствуют осадки большой интенсивности.

Инженерно-геологическая оценка. Исходя из рельефа, гидрогеологических, условий, развития физико-геологических процессов, физико-механических свойств грунтов, залегающих в основании фундаментов зданий и сооружений, воздействие антропогенных факторов (угледобыча) на территории поселения в целом и пгт. Шкотово выделяются:

- территории благоприятные для строительства;

- территории ограниченно благоприятные для строительства;

- территории неблагоприятные для строительства;

- территории не подлежащие застройке;

- территории с особыми условиями недропользования.

Районирование носит обобщенный характер, так как в дальнейшем при проектировании и строительстве должны проводиться детальные инженерно-геологические изыскания.

Административно-территориальное устройство

Шкотовское городское поселение – муниципальное образование в составе Приморского края, образовано законом Приморского края от 07.12.2004 года №192-КЗ «О Шкотовском муниципальном районе».

Шкотовское городское поселение имеет свой Устав, муниципальную собственность, местный бюджет, выборные и иные органы местного самоуправления и не входит в состав какого-либо муниципального образования.

В соответствии с Уставом поселения, словосочетания «Шкотовское городское поселение» и «городское поселение» употребляются в едином значении.

На перспективу внесение изменений в административно-территориальное деление городского поселения не предполагается.

Население и трудовые ресурсы

Численность населения – важнейший базисный социально-экономический показатель, являющийся основой для социально-экономической политики, планирования экономического роста, в значительной мере влияющий на устойчивость развития территории. Демографические процессы определяют характер воспроизводства населения, изменение его численности, состояние рынка труда.

Численность населения

Численность населения Шкотовского городского поселения на 01.01.2012 г. составила 5045 человека, что соответствует примерно 20,7 % от общей численности населения Шкотовского муниципального района.

Динамика численности населения Шкотовского городского поселения

Год20122013201420152016201720182019
Численность населения, чел.50455001498349735096500450175010

 

Из представленных выше данных видно, что снижение численности населения Шкотовского городского поселения, отмечено в 2015 году, в последующие годы, отмечается стабилизация данного показателя.

Динамика естественного движения населения Шкотовского городского поселения


п/п
Показатели2015201620172018
123456
2Родившиеся, чел.72554759
3На 1000 населения, ‰1111
4Умершие, чел.69696664
5На 1000 населения, ‰1111
6Естественный прирост (убыль), чел.3-14-19-5
7На 1000 населения, ‰3-14-19-5

 

В течение последних трёх лет в Шкотовском городском поселении смертность превышала рождаемость, что привело к естественной убыли населения.

Совокупность показателей рождаемости и смертности предопределяют, особенности темпа воспроизводства населения. Тем не менее, говорить о каких-либо закономерных причинах колебаний рождаемости и смертности населения сложно, так как, в силу небольшой численности населения, увеличение числа родившихся и умерших на несколько человек вызывает значительное изменение относительных показателей.

Механический прирост населения

Механическое движение населения, наряду с естественным, является одним из основных показателей, характеризующих социально-экономическую ситуацию, сложившуюся как в стране в целом, так и в каком-либо отдельно взятом населённом пункте. Также миграция является довольно важным фактором в случае активного развития экономики, так как миграционный приток позволяет в короткие сроки увеличить численность трудовых ресурсов.

Показатели механического движения населения предоставлены только за 2018год и составляют:

- число прибывших – 264 чел;

- число выбывших – 266 чел;

- миграционный прирост – (-2) чел.

Данные о компонентах изменения численности населения Шкотовского городского поселения представлены ниже, в таблице

Компоненты изменения численности населения Шкотовского городского поселения


п/п
ПоказателиГоды
2015201620172018
123456
1Численность постоянного населения, чел.4973509650045017
2Естественный прирост, ‰-0,22-20
3Механический прирост, ‰н/дн/дн/д-2
4Прирост (убыль) населения всего, ‰---0

 

Следует также отметить, что естественный прирост населения во многом зависит от демографической структуры населения, которая, в свою очередь, характеризуется большой степенью инерционности и трудно поддаётся корректировке. Механический приток населения гораздо легче поддаётся изменению. Таким образом, на сегодняшний день, положительное сальдо миграции способствует увеличению численности населения городского поселения.

Возрастная структура населения

Динамика возрастной структуры городского поселения выглядит следующим образом:


п/п
ГодЧисленность постоянного населения (чел.)В том числе в возрастеТо же, в % к общей численности
моложе трудоспособноготрудоспособногостарше трудоспособногомоложе трудоспособноготрудоспособногостарше трудоспособного
123456789
22015497394528351193195724
3201650969382971118718,458,323,3
4201750049212917116618,458,323,3
5201850179232925116918,458,323,3

 

Численность населения в трудоспособном возрасте по данным на 01.01.2019г, составляет 2925 чел, что соответствует 58 % от общей численности населения городского поселения. На долю населения младше и старше трудоспособного возраста приходится 923 чел. (18 %) и 1169 чел. (23 %) соответственно.

Распределение населения по возрастным группам Шкотовского городского поселения характеризуется большей долей населения трудоспособного возраста – 61 %, и большей старше трудоспособного –21%.

Графически возрастная структура городского поселения представлена ниже, на рисунке №2.

Возрастная структура населения Шкотовского городского поселения, по данным на 01.01.2019 г.

 

Рис. 2

Таким образом, существующая возрастная структура населения Шкотовского городского поселения характеризуется достаточно высокой долей населения младше трудоспособного возраста и высокой долей населения старше трудоспособного возраста.

Основными направлениями в работе администрации городского поселения, в целях обеспечения потребности развивающейся экономики в рабочей силе являются:

создание при органах местного самоуправления предпринимательских советов малых форм предпринимательства и разработка мер по их эффективной поддержке;

повышение мобильности рабочей силы посредством разработки эффективной системы профессионального обучения и переобучения;

содействие незанятой молодёжи в возрасте до 18 лет, не имеющей профессии, специальности, и впервые вступающей на рынок труда, в направлении в учреждения профессионального образования для получения профессионального образования до начала трудовой деятельности;

содействие формированию систем внутрипроизводственного обучения работников в целях обеспечения единства и сопоставимости требований к квалификации работников, предъявляемых на рынке труда;

регулирование миграционных процессов, направленных на улучшение обеспечения отраслей экономики поселения квалифицированной рабочей силой.

Выводы:

- численность населения Шкотовского городского поселения на 01.01.2019 г. составила 5010 чел, (20,7 % от общей численности населения Шкотовского района);

- исходя из статистических данных последних лет, для муниципального образования характерны отрицательные показатели естественного воспроизводства населения;

- возрастная структура населения характеризуется высокой долей населения старше трудоспособного возраста (23 %).

Прогноз проектной численности населения

На перспективу уровень естественного прироста во многом будет зависеть от реализации целевых программ: федеральных, краевых и районных, а также мероприятий, которые должны быть осуществлены администрацией района и городского поселения для решения демографических проблем в развитие федеральных программ.

Прогнозирование численности населения Шкотовского городского поселения производилось исходя из существующего социально-экономического положения, намечаемых мероприятий по дальнейшему его развитию, а также с учётом прогнозов, сделанных в проекте «Схема территориального планирования Шкотовского муниципального района Приморского края».

Проектная численность населения Шкотовского городского поселения определялась, основываясь на прогнозе показателей естественного и механического движения населения. Естественная динамика численности населения в значительной степени инерционна и трудноизменяема. Хотя необходимо отметить, что положительные демографические процессы, происходящие в настоящее время, будут оказывать влияние на формирование населения городского поселения и в перспективе. Миграционная составляющая, в свою очередь, может испытывать значительные колебания из года в год, и в определенной мере определяться общегосударственной миграционной политикой, расширением мест приложения труда, совершенствованием социальной инфраструктуры поселения и условий проживания.

Проектом прогнозируется увеличение численности населения муниципального образования на протяжении всего расчётного срока.

Ожидаемый ориентировочный уровень компонентов формирования населения Шкотовского городского поселения, (чел на 1000 жителей, %)


п/п
Показатели2018 г.*Первая очередь (в среднем за период) 2011-2020 гг.Расчётный срок (в среднем за период) 2020-2030 гг.
12345
1Рождаемость3,23,54
2Смертность5,65,35
3Естественный прирост-2,4-1,8-1
4Миграционный прирост7,9**8,28,5
5Сокращение (увеличение) численности населения5,56,47,5
6Численность населения на конец периода, (чел.)504551505300

 

* в среднем за последние четыре года

** данные 2018 г.

Рост рождаемости, увеличение миграционного притока населения, будут способствовать изменению возрастной структуры. По проекту ожидается небольшое увеличение доли населения младше трудоспособного возраста, увеличение показателей трудоспособного населения, уменьшение доли лиц пенсионного возраста.

Прогноз возрастной структуры населения


п/п
Возрастные группы2018 г.Первая очередьРасчётный срок
%чел.%чел.%чел.
1Численность населения100501710051501005300
2Моложе трудоспособного18,492318,5953191007
3Трудоспособного58,32925593039593127
4Старше трудоспособного23,3116922,51159221166

 

Выводы:

- проектная численность населения определилась следующим образом:

• на первую очередь – 5150 чел.

• на конец расчётного срока – 5300 чел.

- для достижения расчётной величины численности населения в течение расчётного срока потребуется увеличение естественного прироста и миграционного притока населения;

- ожидается изменение возрастной структуры населения в сторону увеличения численности трудоспособного населения и уменьшение доли лиц пенсионного возраста.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», одобренному Советом Федерации 24 сентября 2003 года, к вопросам местного значения городского поселения (статья 14.1) относятся:

На территории Шкотовского городского поселения расположен ряд объектов, относящихся к вопросам местного значения муниципального района, но без которых жизнедеятельность городского поселения невозможна. «Методика определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры», одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1999 г. №1683-р относит к минимально необходимым сферам общественного обслуживания 4 вида учреждений:

1. образования (образовательные учреждения, включая детские дошкольные);

2. здравоохранения;

1. культуры и искусства;

2. физической культуры и спорта.

Учреждения образования

Система образования городского поселения представлена одним учреждением дошкольного образования – МДОУ №1 «Радуга» и одним учреждением общего образования – МБОУ СОШ №1, а так же на территории поселения расположено образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья краевая государственная коррекционная школа интернат «Шкотовская специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат» КГКШИ.

Дошкольные образовательные учреждения

По данным на 01.01.2019 года, на территории Шкотовского городского поселения функционирует одно дошкольное образовательное учреждение (детский сад) по современным санитарным нормам ёмкость которого составляет – 220 мест.

На 01.01.2019 г, количество детей, стоящих в очереди на получение места в детском саду составляет – 9 человек.

В соответствии с региональным нормативом, в Шкотовском городском поселении

Расчётная потребность в ДОУ составит:

- на первую очередь – 438 мест;

- на расчётный срок – 451 место.

Учитывая расчётную потребность и нормируемый радиус обслуживания ДОУ, проектом предлагается к концу расчётного срока, строительство ещё одного детского сада ёмкостью – 200 мест.

Общеобразовательные школы

По данным на 01.01.2019 г. в поселении функционирует одна общеобразовательная школа, по современным санитарным нормам, ёмкость которой составляет – 550 мест, численность учащихся в школе – 489 человек. К зоне обслуживания школы относится – с. Стеклянуха.

3. В соответствии с региональным нормативом, потребность в общеобразовательных школах в Шкотовском городском поселении, составляет – 92 места на 1000 жителей.

4. Таким образом, потребность в общеобразовательных школах составит:

5. - на первую очередь – 550 места;

6. - на расчётный срок – 750 мест.

7. Исходя из современного положения и расчётного норматива, ёмкость существующей школы будет обеспечивать население в общеобразовательных учреждениях на протяжении всего расчётного срока проекта.

Учреждения здравоохранения

К основным необходимым населению, нормируемым учреждениям здравоохранения относятся врачебные амбулатории (повседневный уровень) и больницы (периодический уровень). Кроме того в структуре учреждений первого уровня обслуживания могут быть аптечные пункты и фельдшерско-акушерские пункты (ФАП), которые должны заменять врачебные амбулатории в тех районах, где их нет. На территории Шкотовского городского поселения функционирует Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения Шкотовская центральная районная больница, в состав которой входят: поликлиника, детская поликлиника, отделение СМП, стационар.

Помимо больницы в поселении расположено Краевое государственное автономное учреждение социального обслуживания «Приморский центр социального обслуживания населения», ёмкостью – 176 мест.

Обеспеченность населения объектами здравоохранения, необходимые вместимость и структура лечебно-профилактических учреждений, определяется органами здравоохранения и указывается в задании на проектирование (СНиП «Градостроительство.»). Оценка обеспеченности муниципальных образований учреждениями здравоохранения требует специального и достаточно специализированного медицинского исследования и в данной работе даётся только обзорно.

В соответствии с предоставленными данными, проектная ёмкость поликлиники – 42 посещения в смену, фактически она осуществляет – 460 посещений, детской поликлиники, по проекту – 10 посещений в смену, фактически – 40, корпус стационара рассчитан на 28 коек, фактически – 35. Необходимо отметить 100 % износ всех зданий больницы.

Учитывая предложения администрации по дальнейшему развитию здравоохранения на территории поселения, проектом предлагается строительство детского педиатрического отделения на 100 посещений в смену, отделением СМП на 30 вызовов в сутки и лабораторией общая площадью помещения 600 м. кв. Объекты местного значения, расположенные на территории Шкотовского городского поселения

Объекты физической культуры и спорта

К нормируемым учреждениям физической культуры и спорта относятся стадион и спортзал, спортивные площадки,как правило, совмещённые со школьными (повседневное обслуживание), бассейн – периодическое обслуживание.

В Шкотовском городском поселении расположены следующие спортивные сооружения:

- три спортивных зала общей площадью – 451 м2, из них один муниципальный, площадью – 162 м2;

- 3 спортивных площадки общей площадью 3620 м2,

- одна хоккейная коробка общей площадью 350 м2,

- футбольное поле общей площадью 600 м2.

Необходимо отметить большой процент износа существующего футбольного поля.

Расчёт ориентировочной потребности в учреждениях физической культуры и спорта на перспективу, произведён в соответствии с региональными нормативами и представлен в таблице.

Расчёт нормативной потребности в учреждениях физической культуры и спорта


п\п
Наименование нормативаЕдиницы измеренияНа 1000 чел. населенияРасчётная потребность
I очередьРасчёт-ный срок
123456
2Плоскостные спортивные сооружениям2 общ. площ.19501004310335
3Спортивные залы общего пользованиям2 площ. зала100515530

 

Проектом предлагается, к концу первой очереди проекта – реконструкция существующего футбольного поля, строительство спортивных площадок.

Библиотечное обслуживание населения, организации досуга.

На территории Шкотовского городского поселения функционирует две библиотеки:

-Поселенческая библиотека пгт. Шкотово. Общий книжный фонд насчитывет 10946 экз.

-Межпоселенческая библиотека пгт. Шкотово. Общий книжный фонд насчитывает 27173 экз.

По количеству экземпляров, региональный норматив в расчёте на 1000 жителей составляет 4 тыс. ед. хранения. В соответствии с данным нормативом, на протяжении расчётного срока проекта не потребуется увеличение книжного фонда.

Объекты досуга представлены домом культуры, ёмкостью 105 мест. Ёмкость клубных учреждений в соответствии с нормативом, должна составлять 80 мест на 1000 жителей. В соответствии с данным нормативом, количество мест к концу расчётного срока должно составлять – 424. Таким образом, существующая ёмкость не удовлетворяет потребность в клубных учреждениях.

Потребности в сфере досуга определяются возрастом, семейным положением, уровнем образования, исторически сложившимися национальными традициями и жизненным укладом. При реформировании в условиях ограниченности средств учреждения культуры и искусства целесообразно объединять в едином комплексе культурно-просветительских и физкультурно-оздоровительных учреждений (универсальный зал, клуб по интересам, массовая библиотека), в многофункциональном центре искусств и эстетического воспитания (клубы), в многофункциональном центре или универсальном зале (кинотеатр, видеозал, зал аттракционов и игровых автоматов, музейно – выставочный зал). Также их размещение возможно во встроенно-пристроенных помещениях.

Для удовлетворения нормативной потребности населения в объектах культуры и искусства, проектом предлагается к концу расчётного срока, строительство в Шкотовском городском поселении культурно-досугового центра, ёмкостью 250 мест, с размещением в нём помещений для проведения дополнительных внешкольных занятий (кружков).

Административные учреждения, предприятия торговли, общественного питанияи бытового обслуживания

Наиболее массовым из этих видов обслуживания являются торговля, общественное питание, бытовое и большая часть коммунального обслуживания. Государственные нормативы для этих видов обслуживания не предусматриваются. Развитие данных отраслей происходит, и будет происходить по принципу сбалансирования спроса и предложения. При этом спрос на те, или иные виды услуг будет завесить от уровня жизни населения.

Государственные и муниципальные власти должны в некоторых случаях не допускать развития монополизма и регулировать монопольные цены, а также создавать условия для развития услуг необходимых населению. Основные цели создания полноценной комплексной системы обслуживания Шкотовского городского поселения – повышение качества и улучшение условий жизни местного населения, повышение инвестиционной привлекательности поселения путём развития системы предоставления услуг и сервиса в нём.

Ниже приводятся расчёты рассматриваемых предприятий и учреждений на основе региональных нормативов.

Применение каких-либо нормативов в данной сфере обслуживания населения, в настоящих рыночных условиях достаточно условно. Практически вся сеть предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания является частной и кооперативной, поэтому ее развитие полностью определяется рыночными законами, и связана со спросом населения и рентабельностью функционирования учреждений.

Вместе с тем, местные органы власти могут создавать определенные условия, влияющие на направленность в деятельности этих предприятий для более полного удовлетворения потребностей населения. Например, за счёт предоставления льгот по арендной плате за помещения и землю.

По территориальному принципу, учреждения и предприятия обслуживания следует размещать из расчёта обеспечения жителей поселения услугами первой необходимости, в пределах радиуса доступности – 800 м.

Ниже, в таблице приведён расчёт потребности в предприятиях торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Расчёт потребности в предприятиях торговли, общественного питания и бытового обслуживания


п/п
Учреждения, предприятия, сооруженияЕдиница измеренияНорматив: обеспеченность на 1000 чел.8.Общая потребность
Первая очередьРасчётный срок.
123456
2Магазиным2 торг. площ.30015451590
3Предприятия обществ. питаниямест40206212
4Предприятия бытового обслуживанияраб. мест21011

 

В 2018 г. на территории Шкотовского городского поселения по данным, предоставленным администрацией городского поселения, суммарная торговая площадь всех магазинов составила – 3611,2 м2, общее количество мест предприятий общественного питания – 230. Таким образом, в настоящее время обеспеченность населения городского поселения магазинами розничной торговли и предприятиями общественного питания выше норматива.

Несмотря на высокий уровень обеспеченности Шкотовского городского поселения предприятиями торговли и общественного питания, как уже указывалось выше, развитие данных отраслей происходит, и будет происходить по принципу сбалансирования спроса и предложения. Перспективные направления организации системы торгово-бытового обслуживания требуют расширения типов обслуживающих предприятий от стационарных до передвижных и сезонно функционирующих, в том числе с возможностью сочетания основных и сопутствующих функций – торгово-бытовых и рекламно-выставочных, представительских и других.

По данным администрации, на сегодняшний день выделен земельный участок под строительство 2-х этажного торгового центра.

На первую очередь, проектом предлагается строительство мини-гостиницы, ёмкостью – 30 мест. К концу первой очереди и расчётного срока проекта – размещение на территории поселения предприятий бытового обслуживания.

Жилищный фонд и жилищное строительство

Общая площадь жилищного фонда Шкотовского городского поселения по данным на 01.01.2012 г. составила – 101,3 тыс. м2, что соответствует порядка 19 % от общего жилищного фонда Шкотовского района.

На территории поселения расположено 1349 домовладений. Распределение жилищного фонда по формам собственности выглядит следующим образом: муниципальная – 27,4 тыс. м2, частная – 63,9 тыс. м2. Средняя жилищная обеспеченность – 20 м2 общей площади на одного человека, средняя плотность населения – 18 чел./га.

Территории, занимаемые жилой застройкой и показанные на опорном плане, составляют ориентировочно 284 га.

Удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда, в том числе с износом более 65 % составил в 2012 г. – 2,6 тыс. м2 или порядка 3 % от всего жилищного фонда.

Жилищное строительство на расчётный срок

Одной из основных проблем Приморского края, является ежегодный отток трудоспособного населения, в том числе и из-за нерешённости жилищных проблем.

Жилищная проблема в Приморском крае является одной из наиболее актуальных социальных проблем и имеет две стороны:

- недостаточные объёмы жилищного строительства;

- низкая покупательская способность населения.

Высокая стоимость жилья по сравнению с доходами граждан делает для многих жителей Приморского края неразрешимой проблему приобретения нового жилья. Рост цен на жилую недвижимость на вторичном рынке опережает темпы роста доходов населения.

Отсутствие реальных возможностей у населения обеспечить свои потребности в комфортных условиях проживания снижает демографическую активность населения, обостряет социальную напряжённость в обществе, что в итоге приводит к замедлению экономического развития.

Таким образом, основой государственной политики в этом вопросе должна стать ориентированность на создание условий, позволяющих удовлетворять потребность в жилье экономически активную часть населения, а также оказание эффективных мер государственной поддержки категориям граждан, которые в силу объективных причин не могут решить жилищную проблему самостоятельно.

Основными вопросами, сдерживающими развитие жилищного строительства на сегодняшний день остаются:

- вопросы территориального планирования и обеспечения края и муниципальных образований градостроительной документацией;

- недостаток площадок под комплексное жилищное строительство с одной стороны, а с другой – неэффективное использование земель, как со стороны собственников, так и со стороны муниципалитетов и государства;

- излишне регламентированная и чрезвычайно громоздкая система выдачи исходно-разрешительной документации на осуществление строительства, получение технических условий на подключение к объектам коммунальной инфраструктуры, и на ввод объектов в эксплуатацию, что приводит к созданию искусственных административных барьеров для реализации строительного бизнеса;

- вопросы обеспечения жилищной застройки объектами инженерной, дорожной и социальной инфраструктуры. Необходимо развитие новых механизмов привлечения средств частных застройщиков в создание инженерной инфраструктуры;

- ресурсные ограничения строительного комплекса; развитие строительного комплекса ограничивается: изношенностью производственных мощностей (50-70 %), низкой конкурентоспособностью ряда отечественных строительных материалов, недостаточным уровнем внедрения современных технологий строительства и производства строительных материалов, дефицитом квалифицированных кадров на всех уровнях;

- низкий уровень ввода жилья в эксплуатацию за счёт бюджетных средств не позволяет обеспечивать жилыми помещениями малоимущих граждан в соответствии с действующим законодательством;

- нестабильная экономическая ситуация и кредитная политика, при которых уровень доходов населения, не позволяет большинству граждан решить жилищную проблему с помощью своих и заёмных средств, в том числе воспользоваться ипотечными кредитами.

Подобные жилищные проблемы характерны как для Шкотовского района в целом, так и для Шкотовского городского поселения.

Для решения указанных проблем и в целях стабилизации ситуации на рынке жилищного строительства необходимо использование программно-целевого метода, предусматривающего единый комплекс мероприятий, направленных на развитие коммунальной инфраструктуры и создание условий для дальнейшего повышения доступности жилья для населения путём строительства жилья эконом-класса (строительство малоэтажных жилых домов и многоквартирных домов, отвечающих стандартам и требованиям жилья эконом-класса, устанавливаемых Министерством регионального развития Российской Федерации), обеспечивающего ценовую доступность и отвечающего современным стандартам энергоэффективности и экологичности.

Необходимость использования программно-целевого метода для реализации подпрограммы обусловлена тем, что проблемы в сфере жилищного строительства не решаются в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных расходов, а также связаны с необходимостью совершенствования нормативно-правовой базы и формирования условий для стимулирования инвестиционной активности в жилищном строительстве, в том числе реализации проектов комплексного освоения и развития территорий.

Одним из способов решения вышеизложенных проблем, стало распоряжение губернатора Приморского края о предоставлении земельных участков, размером по 15 соток, под индивидуальное жилищное строительство молодым семьям, в возрасте до 35 лет, имеющих более двух детей. Данный проект находится в стадии разработки.

В настоящем разделе ориентировочно приведены расчёты необходимого нового жилищного строительства на территории Шкотовского городского поселения, с учётом прогноза численности населения и улучшения условий его проживания.

Объёмы перспективного жилищного строительства просчитаны с учётом двух важных факторов: оптимального использования площадки, отводимой под развитие населённого пункта, и необходимостью обеспечения каждой семьи отдельной квартирой либо отдельным домом с приусадебным участком. Площадки под новое строительство были выбраны по результатам анализа территории с учётом и оценкой всех необходимых факторов.

Жилищная обеспеченность на расчётный срок принята в размере 30 м2/чел, на первую очередь строительства – 25 м2/чел. Убыль ветхого фонда в течение проектного периода ориентировочно составит 2,6 тыс. м2.

Новое жилищное строительство предусматривается индивидуальной, малоэтажной и многоквартирной застройкой. Объём нового жилищного строительства в течение расчётного срока определён в размере – 60,3 тыс. м², на первую очередь – 30,3 тыс. м².

Ниже в таблице №21, приводится подробный расчёт объёмов нового жилищного строительства и требуемых для них территорий по срокам проектирования.


п/п
ПоказателиЕдиница измеренияРасчётный срокВ т. ч. I-я очередь
12345
2Проектная численность населения, всеготыс. чел.53005150
3Средняя жилищная обеспеченность общ. пл, на конец периода, всегом2/чел3025
4Требуемый жилищный фонд, всего общ. пл.тыс. м2159129
5Существующий жилищный фонд, всего общ. пл. в том числе: – индивидуальный с участками – малоэтажный, многоквартирный – ведомственный (закрытая информация)тыс. м2 тыс. м2 тыс. м2 тыс. м2101,3 73,8 17,5 10101,3 73,8 17,5 10
6Убыль жилищного фонда, всего общ. пл, в том числе: – малоэтажный, многоквартирныйтыс. м2 тыс. м22,6 2,62,6 2,6
7Существующий сохраняемый жилищный фонд на конец периода, всего общ. пл. в том числе: – индивидуальный с участками – малоэтажный, многоквартирный – ведомственный (закрытая информация)тыс. м2 тыс. м2 тыс. м2 тыс. м298,7 73,8 14,9 1098,7 73,8 14,9 10
8Объем нового жилищного строительства, всего общ. пл. – индивидуальный с участками – малоэтажный, многоквартирныйтыс. м2/% тыс. м2/% тыс. м2/%60,3/100 36,2/60 24,1/4030,3/100 24,2/80 6,1/20
9Территории для размещения нового строительства: – индивидуальный с участками, при средней плотности застройки 700 м2/га; – малоэтажный, многоквартирный, при средней плотности застройки 1300 м2/гага га52 1934 4
10Всего территории для размещения нового строительствага7138
11Всего жилищный фонд на конец периода общей пл. в том числе: – индивидуальный с участками – малоэтажный, многоквартирный – ведомственный (закрытая информация)тыс. м2 тыс. м2 тыс. м2 тыс. м2159 110 39 10129 98 21 10

 

Проектом предусматривается жилищное строительство, как на свободных территориях, так и в сложившейся застройке – за счёт модернизации существующего фонда и застройки высвобождающихся участков под ветхим фондом.

В целом жилые территории Шкотовского городского поселения к концу расчётного срока возрастут до 355 га.

Подробные данные о движении жилищного фонда в течение расчётного срока проекта и на период I-ой очереди строительства представлены ниже, в таблице:

Динамика жилищного фонда, населения и территории жилой застройки по проектным периодам

ПоказателиШкотовское городское поселение
15
Существует на начало периода 
•Жилищный фонд, всего общей площади тыс. м2131,2
в том числе: 
- индивидуальный с участками73,8
- малоэтажный, многоквартирный17,5
- ведомственный (закрытая информация)10
Население, тыс. человек5,0
Территория жилой застройки, га284
За период расчётного срока проекта 
•Убыль жилищного фонда, всего общей площади, тыс. м2,2,6
в том числе: 
- малоэтажный, многоквартирный2,6
•Существующий сохраняемый жилищный фонд, всего общей площади тыс. м298,7
в том числе: 
- индивидуальный с участками73,8
- малоэтажный, многоквартирный14,9
- ведомственный (закрытая информация)10
Население, тыс. человек3,3
Территория жилой застройки, га277
•Новое жилищное строительство, всего общей площади тыс. м2 60,3
в том числе: 
- индивидуальный с участками36,2
- малоэтажный, многоквартирный24,1
Население, тыс. человек2
Территория жилой застройки, га71
•ВСЕГО жилищный фонд на конец периода общей пл. тыс. м2 159
в том числе: 
- индивидуальный с участками110
- малоэтажный, многоквартирный39
- ведомственный (закрытая информация)10
Население, тыс. человек5,3
Территория жилой застройки, га355
В том числе I – очередь строительства 
•Убыль жилищного фонда, всего общей площади тыс. м2 2,6
в том числе: 
- малоэтажный, многоквартирный2,6
•Существующий сохраняемый жилищный фонд, всего общей площади тыс. м2 98,7
в том числе: 
- индивидуальный с участками73,8
- малоэтажный, многоквартирный14,9
- ведомственный (закрытая информация)10
Население, тыс. человек3,9
Территория жилой застройки, га277
•Новое жилищное строительство, всего общей площади тыс. м2 30,3
в том числе: 
- индивидуальный с участками24,2
- малоэтажный, многоквартирный6,1
Население, тыс. человек1,2
Территория жилой застройки, га38
ВСЕГО жилищный фонд на конец I – очереди стр-ва общей пл, тыс. м2129
в том числе: 
- индивидуальный с участками98
- малоэтажный, многоквартирный21
- ведомственный (закрытая информация)10
Население, тыс. человек5,1
Территория жилой застройки, га315

 

Всего для нового строительства в течение расчётного срока потребуется 71 га территорий, при средней плотности застройки 500 м2/га.

Весь жилищный фонд Шкотовского городского поселения с учётом убыли и нового строительства будет составлять:

- на расчётный срок проекта – 159 тыс. м2 общей площади;

- на I очередь строительства – 129 тыс. м2 общей площади.

2. Планируемые для размещения объекты местного значения муниципального образования

2.1 СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА


п/п
назначениенаименование объектаХарактерис тикафункциональная зона
Первая очередь
2Обеспечение жителей поселения учреждениями здравоохраненияСтроительство больничного комплекса2,7 газона общественно-делового и социального назначения
3Создание условий для массового спортивного развития жителей поселенияРеконструкция существующего футбольного поля2,5 газона общественно-делового и социального назначения
Расчётный срок
2Организация досуга и обеспечение жителей поселения услугами организаций культуры и искусстваСтроительство культурно-досугового центра3,5 газона общественно-делового и социального назначения
3Обеспечение жителей поселения услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживанияСтроительство предприятий бытового обслуживания2 газона общественно-делового и социального назначения

 

Оценка эффективности инвестиционных проектов по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры

Оценка результативности и эффективности программы осуществляется по следующим направлениям:

- оценка степени достижения запланированных результатов, выраженных целевыми контрольными показателями по стратегическому направлению (для этого фактически достигнутые значения показателей сопоставляются с их плановыми значениями);

- оценка степени выполнения запланированных мероприятий в установленные сроки (выявления степени исполнения плана по реализации программы (подпрограммы) проводится сравнение фактических сроков реализации мероприятий плана с запланированными, а также сравнение фактически полученных результатов с ожидаемыми);

- оценка степени достижения целевых индикаторов и контрольных показателей по каждому из приоритетных направлений развития в корреспонденции с объёмом фактически произведенных затрат на реализацию мероприятий (для выявления степени достижения запланированного уровня затрат фактически произведенные затраты на реализацию программы (подпрограммы) в отчетном году сопоставляются с их плановыми значениями);

- оценка эффективности предоставления государственной и муниципальной поддержки с точки зрения реализации государственной политики и достижения поставленных целей.

При оценке результативности используются контрольные целевые показатели, обеспечивающие измеримость поставленных целей и задач, при их выборе учитывается взаимосвязь поставленных стратегических целей и задач с целями и задачами, количественными целевыми показателями по каждому приоритетному направлению социально-экономического развития.

Предложения по совершенствованию нормативно-правового и информационного обеспечения деятельности в сфере проектирования, строительства, реконструкции объектов социальной инфраструктуры

Основными направлениями совершенствования нормативно-правовой базы, необходимой для функционирования и развития социальной инфраструктуры, являются:

- внесение изменений в Генеральный план – при выявлении новых, необходимых к реализации мероприятий Программы, при появлении новых инвестиционных проектов, особо значимых для территории, при наступлении событий, выявляющих новые приоритеты в развитии городского округа, а также вызывающих потерю своей значимости отдельных мероприятий;

- применение экономических мер, стимулирующих инвестиции в объекты социальной инфраструктуры; – координация мероприятий и проектов строительства и реконструкции объектов социальной инфраструктуры между органами государственной власти (по уровню вертикальной интеграции) и бизнеса;

- координация усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, представителей бизнеса и общественных организаций в решении задач реализации мероприятий (инвестиционных проектов);

- запуск системы статистического наблюдения и мониторинга необходимой обеспеченности учреждениями социальной инфраструктуры городского округа в соответствии с утверждёнными и обновляющимися нормативами;

- разработка стандартов и регламентов эксплуатации и (или) использования объектов социальной инфраструктуры на всех этапах жизненного цикла объектов.

При необходимости финансового обеспечения реализации мероприятий, установленных Программой комплексного развития социальной инфраструктуры, необходимо принятие муниципальных правовых актов, регламентирующих порядок их финансирования.

Требуется принятие муниципальных программ, либо внесение изменений в существующие муниципальные программы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры местного значения. Данные программы должны обеспечивать сбалансированное перспективное развитие социальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов социальной инфраструктуры местного значения, установленными программой комплексного развития социальной инфраструктуры.

Целевые индикаторы программы


п/п
ПоказателиЕдиница измеренияСовременное состояниеРасчётный срок
12345
1Население   
1.1Общая численность постоянного населения муниципального образованиячел.50435300
1.2Возрастная структура населения:   
- население младше трудоспособного возрастачел./%927/18,41007/19
- население в трудоспособном возрасте- -2941/58,33127/59
- население старше трудоспособного возраста- -1175/23,31166/22
2Жилищный фонд   
2.1Жилищный фонд – всеготыс. м2 общей площади131,2159
2.2Из общего жилищного фонда:   
- индивидуальный с участками» 73,8110
- малоэтажный, многоквартирный» 17,539
- ведомственный» 1010
2.3Ветхий и аварийный жилищный фонд, в том числе с износом более 65%» 2,6 
2.4Убыль жилищного фонда всеготыс. м2 общей площади2,62,6
2.5Из общего объёма убыли жилищного фонда   
убыль по:   
- техническому состоянию» 2,62,6
3.6Существующий сохраняемый жилищный фондтыс. м2. общей площади 98,7
2.7Новое жилищное строительство – всего» 60,3 
2.8Структура нового жилищного строительства по этажности:   
- индивидуальный с участками» 36,2 
- малоэтажный, многоквартирный» 24,1 
2.9Средняя обеспеченность населения общей площадью квартирм2 / чел.2030
3Объекты социального и культурно-бытового обслуживания населения   
3.1Детские дошкольные учреждениямест220450
3.2Общеобразовательные школы» 600660